Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации02) 2016-2017 → Музыковеды молодежного отделения Воронежской организации Союза композиторов России услышали "Эхо Тавриды"

Музыковеды молодежного отделения Воронежской организации Союза композиторов России услышали «Эхо Тавриды»

Всероссийская образовательная неделя академической музыки «Эхо Тавриды» 01

В период с 30 января по 4 февраля в оздоровительном комплексе «Снегири» (Московская обл., Истринский р-н, с. Рождествено) прошла Всероссийская образовательная неделя академической музыки «Эхо Тавриды». В ней принимали участие молодые композиторы, музыковеды и исполнители, которые приехали из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Воронеж, Томск, Омск, Екатеринбург, Казань, Оренбург, Самара, Уфа, Красноярск, Петрозаводск и др.).

Программа зимней образовательной смены оказалась очень насыщенной. Она включала в себя семинары, открытые диалоги, встречи и беседы с ведущими композиторами и музыковедами, деятелями культуры, продюсерами, режиссерами, руководителями телевизионных передач и радиоканалов.

Всероссийская образовательная неделя академической музыки «Эхо Тавриды» 04

Хотелось выразить особую благодарность исполнительному директору проекта Ларионовой Елене, административному директору Анне Ленц, художественному руководителю проекта, главному дирижеру молодежного симфонического оркестра «Таврида» Союза композиторов России Айрату Кашаеву, руководителю проекта, руководителю секции композиторов Тихону Хренникову-мл., руководителю секции музыковедов Елене Мусаелян, координатору по работе с гостями Владе Дургарян, консультанту проекта Андрею Батурину.

Пять насыщенных дней включали большое количество интереснейших встреч.

30 января была презентация программы «Эхо Тавриды» и концерт московского камерного оркестра «Времена года» – руководитель Заслуженный артист России Владислав Булахов.

31 января состоялась творческая встреча с Андреем Батуриным – почетным деятелем искусств города Москвы, секретарем Союза композиторов России, членом Союза цирковых деятелей РФ. На встрече он представил доклад на тему: «Основные направления развития Союза композиторов в России. Роль современных композиторов и музыковедов в развитии российского музыкального искусства».

Второй интересной встречей этого дня была встреча с композитором Михаилом Броннером. Композитор представил нашему вниманию два своих произведения: «Садома гомора» для двух саксофонов, ударной установки, клавесина, баяна, голоса и электроники, «Белорусский концерт» для цимбал и камерного симфонического оркестра. Сам композитор считает себя «эклектиком и космополитом – композитором нетрадиционной ориентации», так как использует для сочинения редкие инструменты. Ключевыми мыслями из беседы можно обозначить следующие: «Интонация важнее звуковысотности», «Музыка – это искусственная организация звуковой материи (во времени)», «Композиторы! Любите музыкантов-исполнителей!».

Третьей встречей этого же дня было знакомство с интересным инстрементом hurdy-gurdy (колесная лира) и композитором, аранжировщиком и исполнителем на hurdy-gurdy Андреем Виноградовым. Музыкант очень подробно рассказал о истории возникновения, строении инструмента и демонстрировал свой рассказ игрой. Мы услышали в его исполнении «Австрийский танец», «Болгарский танец», «Македонский танец», которые сочинены самим музыкантом.

1 февраля состоялась творческая встреча с пианистом, музыковедом Александром Великовским на тему: «Шостакович и авангард». Свою встречу музыковед начал необычно, зачитав строки Даниила Хармса. Затем продолжил свои рассуждения в сторону абсурда в музыке Д. Шостаковича. Представленный цикл для фортепиано «Афоризмы» (1927) был очень интересно проанализирован.

Второй интересной творческой встречей-концертом была встреча с детским хором «Аврора» под управлением Анастасии Беляевой. Хор «Аврора» является лауреатом всероссийских и международных конкурсов. Хор исполнил театрально-вокальное прозведение А. Маноцкова «Реквием». Очень необычное произведение по замыслу произвело на слушателей интересное впечатление.

Завершила этот день творческая встреча с Ириной Герасимовой на тему: «Радио Орфей как инструмент продвижения российской композиторской школы на примере проекта “Конкурс молодых композиторов Rostrum”». Гостья рассказывала, что необходимо делать молодым композиторам, чтобы попасть на радио «Орфей».

2 февраля состоялась творческая встреча с музыковедом Найдимом Айдаровым, который представил нашему вниманию интересную тему: «Ленинградская симфония и конец времени композитора». Сопоставляя две эпохи, лектор в своих суждениях был несколько противоречив, но это не мешало ему быть интересным для публики.

Вторая, не менее интересная встреча была с композитором Ефремом Подгайцем. Свою встречу композитор начал с небольшой лекции на тему: «Инструментальный концерт в XX-XXI веке», затем мы приступили к прослушиванию Третьего концерта для фортепиано с оркестром (2012 г.), «Аве Мария», «Дифирамб» для детского хора, «Ожидание нежности», «Сарафан для Мишель».

3 февраля, последний день творческих встреч, открылся встречей с Ксенией Разуваевой из «Роспартиотцентра» и Сергеем Першиным из «Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017». Сергей представил нашему вниманию презентацию летней смены «Таврида-2017», рассказал о перспективах фестиваля.

Второй встречей, котороя произвела на слушателей только положительное впечатление, была встреча с титаном музыкознания, доктором искусствоведения, основателем и главным редактором журнала «PianoФорум» Всеволодом Задерацким. Музыковед решил поделиться со слушателями историей о своем отце, незаслуженно забытом композиторе. Нашему вниманию для ознакомления и прослушивания был представлен его цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано. После встречи музыковед каждому слушателю подарил на память по одному журналу, что очень оценилось публикой.

Завершил образовательную неделю «Эхо Тавриды» гала-концерт современной академической музыки «Три премьеры». Концерт был с посвещением: «молодые композиторы России жителям Подмосковья». Вниманию слушателей было представлено три произведения: вокальный цикл, танцевальная сюита, камерная симфония.

Концерт открыл вокальный цикл «Петербургский венок» для сопрано и баритона, который состоял из семи частей, каждая из которых была написана разными композиторами. I часть – «Весна» на стихи И. Бродского – Владислав Ладомиров, II часть – «О революционном Петрограде» на стихи Ф. Сологуба – Елизавета Панченко, III часть – «Старым снам…» на стихи В. Ходасевича – Алсу Нигматуллина, IV часть – «Черный человек» на стихи А. Блока – Валерия Кухта, V часть – «Ни страны, ни погоста» на стихи И. Бродского – Александр Петров, VI часть – «Летний сад» на стихи А. Ахматовой – Петр Иванов, VII часть – «Петербургская колыбельная» на стихи М. Волковой – Артем Петайкин.

Несмотря на то, что каждая часть была написана разными композиторами, цикл в целом состоялся. Лирической кульминацией можно назвать VI и VII части. Цикл написан современным музыкальным языком, интересно оркестрован.

Второе произведение, которое прозвучало на концерте – танцевальная сюита, которая состояла из восьми частей, написанных также разными композиторами. Характер музыки был тесно связан с ее жанровой особенностью, которую избрал для себя каждый молодой композитор. Таким образом, I часть – «Сальтарелло», написанная Марией Айрапетовой, имела остинатный ритм, яркую оркестровку и испанские интонации. II часть – «Мазурка-тотемика», написанная Надеждой Красиковой, была диссонантна, оркестрованно разбросанной, от жанра мазурки мало что прослушивалось. III часть – «Зимний танец», написанная Алиной Ахметовой, была очень энергична, ритмична и имела славянские мотивы, как будто композитор хотела изобразить русскую пляску. IV часть – «Пляска-хоровод», написанная Леонидом Зволинским, также имела народные мотивы. V часть – «Танец-шествие», написанная Сергеем Смирновым, представляла яркий жанровый контраст; музыка погружала слушателя в атмосферу траура. VI часть – «Сальса-Бачата», написанная Эльвирой Коргуевой, представляла яркий жанровый контраст. Энергичная, ритмичная музыка словно делала отсылки к I части сюиты. VII часть – «Свободный танец», написанная Тихоном Хренниковым, на слух воспринималась как очень яркое произведение, энергичное и интересно инструментованное (звучала коробочка). VIII часть – «Танго-оборотень», написанная Дмитрием Бородаевым, была также очень ритмична и красочна. Финал цикла получился оптимистичным. Некоторые танцы из цикла выделялись своим музыкальным стилем, оркестровкой, но это не помешало соединить столь разные пьесы в единый цикл. Зрительский интерес сюита имела также из-за наличия хореографических танцев на сцене, которые, как мне показалось, только оживили публику.

Завершился концерт исполнением камерной симфонии, авторами которой выступили два композитора – Руслан Мурсякаев и Игорь Холопов. Свежая по музыкальному языку и оркестровке симфония воспринималась слушателями достаточно легко. Симфония трехчастна. Крайние части были написаны разными композиторами, а средняя совместно. Интересно то, что части симфонии не слышались как нечно неоднородное. Наоборот, переходя от части к части, слушателю хотелось продолжения.

В целом, концерт имел успех, большая часть которого определилась харизматичностью дирижера – Айрата Кашаева. Его оркестр был как единый организм, красивые фактурные переливы очень тонко передавались от инструмента к инструменту. Кульминации звучали очень экспрессивно. Слушателю оставалось только сидеть и наслаждаться интересной музыкой.

 

Елена Масалытина