Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяКомпозиторы → Бурцев Александр Александрович

Бурцев Александр Александрович

Александр Бурцев

г. Елец

Композитор, член Союза композиторов России с 2009 года, лауреат Всероссийского конкурса вокальных произведений современных композиторов, посвященного 60-летию Победы под Сталинградом (Волгоград, 2002), награжден знаком отличия «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ

А.А. Бурцев родился 27 февраля 1953 года в г. Елец Липецкой области. В 1969 году поступил в Елецкое музыкальное училище и окончил его в 1973 году по классу хорового дирижирования. Параллельно (1968-1973) работал в Елецком городском Доме Культуры музыкантом эстрадного оркестра. По окончании училища с 1973 по 1975 год проходил срочную службу в армии. Там, в свободное от несения службы время играл на геликоне в составе полкового оркестра. Неудивительно, что, демобилизовавшись, он руководил разными оркестрами и ансамблями Ельца.

В конце 1970-х реализовалось желание попробовать себя на педагогической стезе, и, с сентября 1979 года и по настоящее время, А.А. Бурцев работает преподавателем по классу гитары в Елецкой музыкальной школе № 2. В 1987 году он продолжил свое профессиональное образование, окончив Московский государственный институт культуры по классу хорового дирижирования.

Наряду с педагогической деятельностью А.А. Бурцев не прекращает увлеченной работы в различных творческих коллективах Ельца. С 1990 года он – концертмейстер академического хора Елецкого государственного колледжа искусств им. Т. Хренникова, а с 1994-го, одновременно и оркестра народных инструментов этого же вуза. С 1992 года он входит в состав артистов городского джаз-оркестра при Историко-культурном центре «Прожектор».

Интенсивная деятельность в качестве практикующего музыканта подвигли Бурцева к занятиям композицией. Он создает обработки и аранжировки для названных коллективов, а также для ряда солистов и коллективов города. За создание песенных обработок для камерного хора Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина в 2007 году Александр Александрович получил благодарность Союза композиторов России.

Первые авторские композиции относятся к песенному жанру, ставшему одним из любимых. С особым увлечением А.А. Бурцев работает в жанре театральной музыки. В период с 1995 по 2009 год им написана музыка к одиннадцати спектаклям для детей и взрослых Елецкого муниципального драматического театра «Бенефис». Сегодня спектр музыкантских пристрастий Бурцева широк – от симфонической до рок-музыки, от хоровых сочинений до джазовых импровизаций. Композитор уверен в том, что только настоящее произведение, оригинально и талантливо исполненное, проникает в сердце слушателей.

Основные сочинения А.А. Бурцева

Для симфонического оркестра:

«Прелюдия», «Ноктюрн», «Вальс-фантазия», «Вольная птица» – балетная сюита для летнего театра.

«Фантазия на темы песен Т. Хренникова» для хора и симфонического оркестра.

Для оркестра русских народных инструментов:

«Вальс-фантазия», «Прелюдия», «Ноктюрн», «Зимняя сказочка», «Скерцо»; «Под стук колес» и «Весенний романс» на сл. Н. Севериной.

Для хора и оркестра народных инструментов:

«Песнь о Ельце», «Фантазия на темы песен Т. Хренникова», «Фантазия на темы песен о Великой отечественной войне».

Для хора (a’cappella):

«Херувимская песнь (из литургии Иоанна Златоуста)», «Настанет день…» на ст. И. Бунина, «Поэтический этюд» на сл. М. Мнихович, «Песня дурости» (жен. хор) на сл. Дж. Китса, перевод С.Сухарева, «Еще утро не скоро» (жен. хор) на ст. И. Бунина, «Милость мира (из литургии Иоанна Златоуста)», «Величит душа моя Господа (муж. xop из литургии Иоанна Златоуста)», «Русская песня» на ст. А. Кольцова, «Великое славословие (из литургии Иоанна Златоуста)».

Для хора в сопровождении фортепиано:

«Попурри на темы песен Т. Хренникова», «Песнь о Ельце» на сл. Л. Янкиной, «Фантазия на темы песен о Великой Отечественной войне» (1997), «Будем помнить» и «Баллада о русском городе» на сл. Н. Севериной, «Попурри на темы песен В. Соловьева-Седого»

Для детского хора в сопровождении фортепиано:

«Нельзя!» (шуточная) на сл. А. Бурцева, «По грибы» на сл. М. Мнихович, «Песня о земной красоте» на сл. В. Суслова; «Нам хорошо» (2005) и «Школьный романс» на сл. П. Севериной (2006).

Для хора ветеранов в сопровождении баяна:

«Ветераны» на сл. Ф. Агапова 1997, «Скатерть-самобраночка» на сл. В. Сакелари

Пьесы и песни для джаз-оркестра:

«В 15 лет» на ст. М. Цветаевой, «Автограф», «Искушение», «Отойди от окна» на ст. С. Есенина, «Песнь о Ельце», «Мелодия нашей любви», «Смешливая девчонка», «Лабиринт», «Сон», «Вспомни обо мне», «Будем помнить», «Rock’n’Roll», «Услышь меня !», «Не зови!», «Любовь» на сл. Н. Севериной, «Букет» на сл. Л. Быстровой, «На карнавале», «Потанцуй со мной», «Романс» на сл. В. Балабанова, «Жизнь продолжается», «Ностальгия», «Новинка сезона», «Ночной экспресс».

Сочинения для камерных составов:

«Пастораль» для флейты, гобоя и кларнета, «Деревенский танец» для ансамбля скрипачей и фортепиано, «Прогулка» для флейты и фортепиано, «Былина» для гуслей и ансамбля народных инструментов, «Ветерок с востока», «Елецкая кадриль» для ансамбля народных инструментов.

Для фортепиано:

«Сонатина», «Рондо-рэгтайм».

Музыка к спектаклям драматического театра:

«О том, о сем, да с табачком» А. Праслов, «Великий лягушонок» Л. Устинов, «Три поросенка» С. Михалков, «Провинциалка» И. Тургенев, «Новогодняя кутерьма» А. Прас­лов, «Невероятная история» В. Орлов, «Шалости в новогоднем лесу» Н. Офи­тов, «Горя бояться – счастья не видать» С. Маршак, «Божье древо» И. Бунин, «Бочка меда» Л. Устинов, «День рождения кота Леопольда» А. Хайт.

Песни с сопровождением:

«Забытая» (для детей) на сл. Л. Быстровой в сопр. фортепиано, «Романс» на сл. Л. Янкиной в сопр. гитары, «Памяти Николая Щербакова» на сл. Л. Быстровой в сопр. фортепиано, «Ода» Пьера де Ронсара, перевод В. Левика в сопр. фортепиано, «С любовью» на сл. В. Ширяева в сопр. баяна, «Метель» на ст. И. Бунина в сопр. фортепиано, «Когда б он знал» на ст. Е. Ростопчиной в сопр. фортепиано.

Песни для ВИА (на сл. А. Бурцева):

«Мой город», композиция «Заре навстречу», «Лето», «Вот ведь как бывает, «Нет тебя со мной», «Надоело», «Апрель».

Обработки:

хор и симфонический оркестр:

Живи, Елец! (Муз. Т. Хренникова, сл. Я. Халецкого).

хор и оркестр народных инструментов:

«Живи, Елец !» (муз. Т. Хренникова, сл. Я. Халецкого), «Полководец» (муз. М. Му­сорг­ского, ст. А. Голенищева-Кутузова)

Для хора (a’cappella):

«Негритянская колыбельная» (муз. Дж. Клутзам), «Как много девушек хороших» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), «Над окошком месяц» (муз. Я. Френкеля, ст. С. Есенина), Michelle (муз. и слова Дж. Леннона и П. МакКартни), «Любимый мой» (муз. Дж. Гершвина, сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).

Для хора в сопровождении фортепиано:

«Колыбельная» (муз. Дж. Гершвина, сл. А. Гершвина), «Живи, Елец !» (муз. Т. Хренникова, сл Я. Халецкого), Музыка (муз. Дж. Хорнера и У. Дженингса, русский текст Н. Севериной), Молитва (муз. Т. Хренникова, ст. М. Лермонтова), Песня о Москве (муз. Т.Хренникова, сл. В. Гусева), Полководец (муз. М. Мусоргского, ст. А. Голенищева-Кутузова).

Для джаз-оркестра:

«Vision of love», «Шалью темною», «Путешествующие саксофоны», «Папа, мама и я»

Для джазового вокального ансамбля:

«Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Подмосковные вечера» (муз. В. Соловьего-Седого, сл. М. Матусовского, «Сулико» (a’cappella грузинская народная песня, сл. А. Церетели, русский текст Т. Сикорской).

Для женского вокального ансамбля:

«В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского в сопр. баяна), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, ст. Р. Гамзатова, в сопр. фортепиано), «Встречать зарю не приходи» (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Малкова, a cappella).