Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяКомпозиторы → Цайгер Михаил Исаакович

Цайгер Михаил Исаакович

Михаил Цайгер

США

Композитор и пианист, член Союза композиторов России с 1978 года. Человек года 1992-93 (Кембриджский биографический центр, Англия), лауреат премии Союза композиторов России им. Я. Френкеля (1994), Music & Visual Аrts Аward for Outstanding Achievement in Music (Piano) MetLife Рiano Competition (Нью-Йорк, 1996), II Международного конкурса композиторов «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается...» (2012)

М.И. Цайгер родился 7 января 1949 года в г. Москва. Юные годы провел в Украине, с которой связаны и его первые навыки будущего профессионального пианиста. Учился в Запорожье, сначала в музыкальной школе, затем в музыкальном училище, после первого курса переехал в Симферополь и в 1968 году с отличием закончил уже Симферопольское училище по классам фортепьяно и теории музыки. В 1965-м (и об этом М.И. Цайгер упоминает с неизменной гордостью) он стал единственным учеником по композиции Алемдара Караманова – крупного русского композитора 20-го столетия, симферопольского отшельника, чье творчество обретает сегодня мировое признание. Созданной под руководством Караманова Первой симфонией М.И. Цайгер дебютировал как композитор. Свое музыкальное образование продолжил в Горьковской государственной консерватории (классы композиции и фортепьяно окончил в 1973 году), все время учебы в консерватории работал концертмейстером консерватории и пианистом в оркестре Горьковской филармонии. С 1974 года композитор переехал в Воронеж, с которым связано весьма плодотворное двадцатилетие его жизни.

Здесь в 1978 году он становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. В Воронеже созданы многие яркие сочинения – вариации для фагота и фортепиано, «Русская кантата» на народные тексты, кантата «Ода Родине» на стихи А. Исаакяна, концерт для фортепиано с оркестром, Адажио и вариации для виолончели с оркестром. Здесь же реализовалось увлечение композитора театром. М.И. Цайгер пишет музыку к спектаклям Воронежского драматического театра («Чиполлино, «Под золотым орлом») и Театра юного зрителя («Полоумный Журден»). С 1974 по 1989 год и позже, с 1993 по 1995 годы, он – солист Воронежской филармонии. Параллельно оканчивает аспирантуру Московской государственной консерватории по композиции (1983). В 1989-1993 годах он председатель Воронежской организации Союза композиторов России. В эти годы М.И. Цайгер активно концертирует, как пианист и ансамблист, в нашей стране и за рубежом (Брно, 1993; Мюнхен, 1994). Приходит международное признание: он назван «Человеком года 1992-1993» Кембриджским биографическим центром в Англии, становится лауреатам премии Союза композиторов России им. Френкеля (1994).

С приходом зрелости у М.И. Цайгера все ярче обнаруживается интерес к духовной музыке и «вечным» темам. Начиная с 1990-х годов появляются его сочинения религиозного содержания: «Песнопения Службы святителю Митрофану Воронежскому» (1990), кантата «Бог есть любовь» на тексты Иоанна Богослова (1991), «Псалом-концерт» для гитары и оркестра (1992), «Песнопения Службы святителю Тихону Задонскому» (1994), цикл «Благочестивые вирши», основанный на русских духовных стихах XVII века (1994), «На исходе Великой Субботы» для фортепиано (1995), «Поэт-Пророк» (2002), «Логос» (по 1-й главе «Евангелия от Иоанна», 2006), «Молитва» для домры (2008).

С 1995 года, оставаясь гражданином России, М.И. Цайгер живет и работает в США. Преподает фортепиано в Music Соnservatory (Вестчестер), является профессором Long Island Conservatory (Нью-Йорк), имеет учеников – лауреатов различных конкурсов. Концертируя, в том числе и в Париже (2008), получает еще одно лауреатское звание – «Music & Visual Arts Award for Outstanding Achievement in Music (Piano) MetLife Piano Competition (Нью-Йорк, 1996).

Творческое сотрудничество на концертной площадке связывает его со скрипачкой Н. Бейлиной, басом М. Светловым, Русским камерным хором Нью-Йорка, другими известными коллективами и солистами. С 2004 года он – член жюри ежегодного международного конкурса LISMA, International Competition, в 2007-м – международный профессор приемной комиссии National University оf the Аrts (Тайвань).

Не порывая связи с родиной и русской культурой, в 2012 году М.И. Цайгер становится лауреатом II Международного конкурса композиторов в честь 300-летия Александро-Невской Лавры.

 

Основные сочинения М.И. Цайгера

 

Сочинения для музыкального театра:

  1. Опера «Волшебный колобок».
  2. Балет «Арлекинада».

Произведения для большого оркестра:

  1. Две симфонии.
  2. Два концерта для оркестра («Город», «Тигр»).
  3. Увертюра.
  4. «Фреска».
  5. «Аморозо».

Произведения для струнного оркестра:

  1. «Четыре венецианских образа» для гобоя и струнного оркестра.
  2. «Русские танцы» для струнного оркестра.

Концерты с оркестром:

  1. Концерт для фортепиано с оркестром.
  2. Адажио и вариации для виолончели с оркестром.
  3. «Псалом-концерт» для гитары с оркестром .
  4. «Игры» для фортепьяно и струнных.
  5. Концерт для 4-струнной домры с оркестром.

Вокальные циклы:

  1. «Квартет» для 4-х голосов и фортепиано по сочинениям И. Крылова.
  2. «Из детской тетради» на детские стихи.
  3. «Кольцо» на стихи А. Кольцова.
  4. «Воронеж» на стихи О. Мандельштама.

Хоровые сочинения:

  1. «Русская кантата» на народные слова.
  2. «Песни о Стеньке Разине» на стихи А. Пушкина.
  3. «Песнопения Службы свт. Митрофану Воронежскому».
  4. «Бог есть любовь» [1 Ин.].
  5. «Песнопения Службы свт. Тихону Задонскому».
  6. «Благочестивые вирши» на стихи русских поэтов XVII века.
  7. «Поэт-пророк» на стихи А. Пушкина [Исайя].
  8. «Логос» [Ин. 1].
  9. «Вера и безверие» для двух хоров– на сочинения свт. Тихона Задонского, Ф. Тютчева.

Камерные сочинения:

  1. «Струнный квартет».
  2. «Шел солдат…»– фантазия на темы военных песен для скрипки и фортепиано.
  3. «Дуо-соната» для скрипки и альта.
  4. «Вечер на хуторе» для контрабаса и фортепиано.
  5. «На исходе Великой субботы» для фортепиано.
  6. «Соната» для альта и фортепиано.
  7. «Соната» для виолончели и фортепиано.
  8. «За гранью Марша» для скрипки соло.
  9. «Триединство» для флейты, скрипки, альта и виолончели.

Сочинения для русских народных инструментов:

  1. «Сюита» для баяна.
  2. «Сронила колечко» для балалайки соло.
  3. «Молитва» для домры соло.
  4. «Эх ты, Ваня» для балалайки соло.
  5. «Ргео» для балалайки соло.
  6. «Пассакалия» для балалайки и фортепиано.
  7. «Страдания» для балалайки и фортепиано.
  8. «Звонили звоны» для дуэта балалаек с фортепьяно.
  9. «На тему ВАСН» для альтовой домры соло.
  10. «Дуэттино» для балалайки и альтовой домры.
  11. «Считалочки», «Три зверолова», «На горизонтских островах», «Дождик», «Деревенский вечер», «Визит к королеве» для ансамбля балалаечников.

Пьесы для гитары соло:

  1. «Пастораль».
  2. Вальс «Старый Петербург».
  3. «Ритм улыбается».
  4. «Постскриптум» (по прочтении Солженицына).
  5. «Сентиментальный менуэт».

Музыка к спектаклям:

  1. «Чиполлино».
  2. «Под золотым орлом».
  3. «Иван-да-Марья».
  4. «Полоумный Журден».
  5. «Искремас».

Аранжировки и транскрипции:

  1. Глинка «Итальянский концерт, для фортепиано и струнного оркестра.
  2. Чайковский. III часть 6-й симфонии, для 2-х фортепиано в 8рук.

Для баса, виолончели хора и фортепьяно:

  1. Глинка «Венецианская ночь».
  2. Чайковский «Усни, печальный друг».
  3. Мусоргский «Видение».
  4. Рахманинов «Вокализ».

Основные сочинения:

  1. Михаил Цайгер - Деревенский вечер