Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяМузыковеды → Девуцкий Владислав Эдуардович

Девуцкий Владислав Эдуардович

Владислав Девуцкий

г. Воронеж

Музыковед, член Союза композиторов России с 1981 года, доктор искусствоведения (1998), профессор (1999), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2009)

В.Э. Девуцкий родился 4 сентября 1948 года в Воронеже. Окончил Воронежское музыкальное училище (1968) и теоретико-композиторский факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1973, класс профессора А.И. Хачатуряна и Р.Н. Берберова), там же аспирантуру (1978).

Сегодня он – крупный ученый-искусствовед, создатель теории музыкальной фразировки и оригинального стилистического курса гармонии. По его учебнику «Стилистический курс гармонии», содержащему новаторскую методико-педагогическую концепцию, учатся во многих музыкальных училищах и вузах страны. Своей главной задачей Владислав Эдуардович считает создание фундаментальных теорий, объединяющих в себе достижения в различных сферах науки и искусства. Его труды помимо музыкознания посвящены проблемам общей физики, механики, музыкальной акустики и семиотики. Ему принадлежат работы в области теоретической физики, новой алгебры неопределенных величин. Сейчас В.Э. Девуцкий интенсивно разрабатывает теоретические основы музыкальной драматургии, понимание которых необходимо самому широкому кругу музыкантов – дирижерам, исполнителям, музыковедам.

В.Э. Девуцкий – организатор нескольких крупных фестивалей и научных конференций в Воронеже: «К 125-летию С.В. Рахманинова», «К 300-летию создания Российскою Флота»», «100-летие Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей». Им подготовлены к публикации сборники трудов: «Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов», «Известия Воронежского Госпедуниверситета».

За сорок лет работы в Воронежском музыкальном училище имени Ростроповичей (с 1972) и тридцать пять – в Воронежской государственной академии искусств он воспитал сотни музыкантов, многие из которых стали лауреатами профессиональных конкурсов, заслуженными артистами, кандидатами искусствоведения и доцентами, солистами концертных и хоровых коллективов. Им разработаны авторские программы по музыкально-теоретическим дисциплинам последнего поколения Госстандарта.

В.Э. Девуцкий является автором нескольких хоровых циклов, успешно исполнявшихся в Воронеже и других городах, он стал одним из победителей городского конкурса на создание гимна Воронежа.

Будучи одним из ведущих музыкантов, формирующих интеллектуальный облик нашего города, надежный и безотказный член регионального музыкального сообщества, В.Э. Девуцкий активно участвует во многих масштабных культурных событиях – всероссийских и международных научных конференциях, заседаниях и выездных пленумах Секретариата Союза композиторов России, является членом жюри всероссийских, областных и зональных конкурсов.

Список трудов В.Э. Девуцкого

  1. Особенности фразировки в музыке. – М., 1987.
  2. Стилистический курс гармонии. – Воронеж, 1994.
  3. Точное измерение музыкальных интервалов. – Воронеж, 1998.
  4. К тайнам движения. – Воронеж, 1993.
  5. О радиальных движениях электронно-протонных ансамблей. – Воронеж, 2004, (совместно с А.С. Потаповым).
  6. Особенности драматургии в классической и романтической музыке конца XVIII-XIX веков: Учебное пособие. – Воронеж, 2005.
  7. Хрестоматия по хоровому (ансамблевому) сольфеджио: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов. – М., 2003 (совместно с О.В. Девуцким).
  8. Сборник аранжировок избранных прелюдий и фуг И.С. Баха из 1-го тома ХТК. – М., 2008 (совместно с О.В. Девуцким).
  9. Программы по музыкально-теоретическим дисциплинам («Гармония», «Современная гармония» для специальности 073002 «Теория музыки» среднего профессионального образования). – Воронеж, 2011.
  10. О синкретических терминах теории ладогармонического языка // Проблемы музыкальной науки, вып. 7. – М., 1989.
  11. Роль системы контрастов в воплощении драматургического замысла Шестой симфонии Н.Я. Мясковского // Проявление контраста в музыке. – Воронеж, 1988.
  12. О драматургической роли фразировки в сонатной форме Бетховена // Черты сонатного формообразования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 36. – М., 1978.
  13. Точные масштабные отношения в музыкальной форме // Проблемы музыкальной науки, вып. 4. – М.: Композитор, 1978.
  14. О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокального сочинения (на примере песен М.П. Мусоргского) // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. – Воронеж, 1992.
  15. Семантические и художественно-эстетические качества «ошибок гармонии» в классической музыке // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в средних специальных учебных заведениях). – Воронеж, 2008.
  16. Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века // Проблемы музыкальной науки, вып. 7. – Уфа, 2010.
  17. Музыкальная фразировка: теория и исполнительская практика // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание. – М.: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2012.
  18. Первая симфония Густава Малера: особенности музыкально-драматургической концепции // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1 (10). – Уфа, 2012.
  19. Тайнопись шедевров классической музыки // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. – М.: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2012.
  20. Особенности драматургического решения Первой симфонии Малера // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. – Астрахань, 2012.

Сочинения для хора:

  1. «Литургическая поэма» (в 4-х частях).
  2. «Поэма о прекрасном» (в 4-х частях).
  3. «Partita dolcissima» (в 4-х частях).
  4. «Ave Maria».
  5. «Элегия».