Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации02) 2016-2017 → В созвучии с поэзией

В созвучии с поэзией

газета «Коммуна», №35 (26679) | Пятница, 5 мая 2017 года

Музыка | Композиторы России вновь провели в Воронеже Международный молодёжный фестиваль современной музыки «Созвучие»

Обращаясь с приветствием к участникам и гостям фестиваля, председатель СК России Народный артист РФ и Республики Татарстан Рашид Калимуллин отметил высокий творческий уровень и прекрасную организацию форума.

Анна Шалагина, музыковед

Давно привычным для воронежцев стал этот фестиваль, как-то незаметно переваливший через рубеж своего двадцатилетия. Но чтобы новая музыка звучала, необходимо привлечь немалые силы – и нынешний фестиваль вновь показал готовность наших музыкантов – певцов, инструменталистов – поддержать биение творческой жизни и не дать ей угаснуть.

Воронеж стал центром, к которому устремились лучшие творческие силы России. Сюда приехали композиторы из Москвы, Новосибирска, Костромы, Смоленска. Прибыли и наши соседи из Ельца, Липецка, Белгорода, свои сочинения представили и те, кто оказался в совсем уже дальнем зарубежье – в Америке. Достойно прозвучали на этом фоне произведения воронежских авторов – Е.Ткачевой, А. Мозалевского, Д.Ушакова, Б.Яркина, А.Украинского. 

Почти все, что исполнялось, было премьерным показом, и почти все авторы – победители в разных номинациях в недавно проходившем Открытом региональном композиторском конкурсе. Фестиваль фактически стал продолжением этого конкурса, в котором композиторы со всей России состязались в создании произведений на стихи выдающихся поэтов – Никитина, Кольцова, Ростопчиной, Бунина, Мандельштама, Маршака, Жигулина, Платонова. Сама идея объединить творцов на воронежской почве оказалась полностью созвучной культурно-просветительскому проекту «Великие имена земли Воронежской в истории России», в рамках которого и проходил фестиваль.

Всего три дня – столь сжатые сроки редко выпадают на долю фестивалям, претендующим, как правило, на панорамность и всеохватность. Но в этих трех концертах удалось сконцентрировать главное – показать, насколько мощен своим потенциалом воронежский край, притягивающий к себе, словно магнит, художников разных времен и стилей. Разноплановость концертов, большое число участников и авторов задали особый темп фестивалю, и его события разворачивались стремительно. Открытие и презентация нотного сборника, изданного по итогам конкурса, предваряли камерный концерт в зале Союза композиторов.

Довольно смело было предложить слушателям оставаться в ауре одного жанра – в концерте исполнялись исключительно вокальные циклы. Выделялись среди них и яркие сценки по подобию Мусоргского, в которых артистам явно было где развернуться и блеснуть театральными талантами, – в таком ключе представили свои сочинения композиторы Б.Лисицын и А.Мозалевский, звучали циклы-размышления, драматические высказывания – М. Цайгера, Е.Лебедевой, А.Молчанова: солировали А.Добролюбова, М.Хныкина, М.Лобас и П.Быков (Москва).

К.Уманский предложил свое прочтение Мандельштама: каждой своей строкой, как пояснял сам композитор, поэт говорит о самом процессе творчества, его сокрытых тайных смыслах. В переливах звуковых красок, в их удивительных мерцающих бликах, неожиданно возникавших и тут же растворявшихся в собственных отблесках, прочитывалась как раз та особая афористичность, та острота в сопоставлении деталей, которая делает стиль поэта столь отличимым. Во многом сила воздействия этой сложной и утонченной музыки стала возможной благодаря мастерскому исполнению Т.Усольцевой и Л.Вахтель.

На второй день фестиваль переместился в зал музыкального колледжа и расширил свой масштаб – к музыкальному марафону присоединились хоровые коллективы – хор младших средних классов ВСМШ №1 (рук. С. Мингалева), хор ДШИ №11 им. М.Носырева (рук. Л. Сердюкова), вокальная студия «Дети солнца» (рук. Е.Малафеева), камерный хор ВГПИ (рук. Б. Яркин) и Сводный оркестр русских народных инструментов ДШИ №5 и ВГПУ «Гармония» под руководством Заслуженного артиста РФ А.Рыженкова, представившего и своё сочинение «Посвящение Юрию Романову». 

Продолжением линии вокальных циклов – теперь исполнялись хоровые сочинения – стало исполнение произведений на стихи С.Маршака – полной задора и радости кантаты Е. Лебедевой «Цирк» и сочинения Е. Ткачевой «Страницы». В последнем удачно соединились лирическое размышление с сегодняшним самоощущением автора. В том же ключе были выдержаны ее «Встреча» на стихи Е.Ростопчиной и две фортепианные пьесы.

Фестиваль, заявленный как «молодежный», во втором концерте, наверно, ярче всего проявил это качество. Юные таланты органично влились в творческую струю не только как исполнители: со своими первыми опытами слушателей знакомили также начинающие композиторы – выпускники Воронежского государственного института искусств Е.Масалытина и М.Декина; интересным оказался и показ хорового сочинения «Зоологические песенки» на стихи Маршака аспирантки российской академии музыки им.Гнесиных А.Даниловой. К молодым в первую очередь было обращено и музыкальное слово композитора из Смоленска Н. Писаренко. Прекрасный певец, он покорил зал: настолько проникновенно и мощно прозвучали его песни о войне на стихи А. Жигулина.

Завершился фестиваль симфоническим концертом в зале филармонии с участием Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Заслуженного деятеля искусств Воронежской области Игоря Вербицкого. Как любой финал, этот заключительный акт концертной триады стал итогом и позволил понять, насколько разнополярным и в то же время единым является мир композиторского творчества. Все в нем осязаемо близко. 

Так, сочинения «Из воронежских тетрадей» А.Мозалевского на стихи О.Мандельштама и «Мужик» на стихи А.Платонова прозвучали с присущей ему экспрессивной манерой и декламационной свободой. Д.Ушаков, которого в нашем городе хорошо знают как композитора, священнослужителя, а теперь многие заново узнали и как пианиста – блистательно исполнил свой фортепианный концерт. Москвичи выступили с крупномасштабными сочинениями: исполнялись «Симфонические фрески» Р.Калимуллина и «Лирическая поэма» К.Уманского. Была отдана дань и композиторам, недавно ушедшим. Звучала полная жизни, искрометного юмора музыка В.Казенина – сюита из балета «Коты в сапогах». В ряду премьер оказалась и «Симфоническая песнь» А.Украинского, написанная в 1983 году и до сего момента не исполнявшаяся. Это произведение прозвучало как автограф композитора, запечатлевшего свой несуетный взгляд на жизнь и свою веру в Россию. В этом мире – все сопряжено, нет временных границ, нет прошлого.