Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации02) 2016-2017 → В Воронеже подвели итоги конкурса композиторов

В Воронеже подвели итоги конкурса композиторов

8-kultura-vrn-15-12-16-v-voronezhe-podveli-itogi-konkursa-kompozitorov
http://culturavrn.ru/music/20135

15.12.2016

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: soyuzkompozitorov-vrn.ru

Конкурс проходил по инициативе региональной композиторской организации в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» с 1 октября по 25 ноября 2016 года. 15 декабря объявлены имена лауреатов.
 
 
В конкурсе на создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов А. Платонова, О. Мандельштама, Д. Веневитинова, А. Кольцова, И. Никитина, И. Бунина, С. Маршака, А. Жигулина, Е. Ростопчиной приняли участие 35 авторов. 20 из них профессионалы, 15 – молодёжь. Самому юному – 12 лет, самому взрослому – 85. География участников впечатляет: заявки на конкурс прислали композиторы из Курска, Липецка, Ельца, Тамбова, Воронежа, Костромы, Смоленска, Новосибирска, Улан-Удэ, Рославля, Нижнего Новгорода, Москвы, есть работы из США.
 
– Изначально мы задумали конкурс как региональный, – говорит председатель Воронежского Союза композиторов, председатель оргкомитета конкурса Лариса Вахтель. – Думали, что ограничимся авторами нашего региона и просто зафиксируем живой процесс. Но всё развернулось гораздо шире. Откликнулась Москва, другие города и страны. Конкурс приобрёл иное звучание: достояние региона раскрылось в российском масштабе. Кроме того, мы хотели привлечь внимание композиторов к творчеству гениальной русской женщины – поэтессы, переводчицы, драматурга и прозаика Евдокии Ростопчиной (1811 – 1858), лучшие сочинения которой созданы на Воронежской земле, в городе Анна.Конкурсные работы оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли композиторы и музыковеды Воронежа, Липецка, Ельца, Белгорода. Это председатель Белгородской композиторской организации, председатель жюри конкурса Елена Латыш-Бирюкова; члены Союза композиторов России, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии ВГИИ заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева, Игорь Надеждин (Елец), Елена Вершинина-Бойкова (Липецк).

Конкурс включал в себя пять номинаций: академическое вокальное и академическое хоровое сочинение, эстрадное и джазовое, вокальное или хоровое сочинение для детей и отдельная номинация: вокальное или хоровое сочинение на стихи Евдокии Ростопчиной. Композиторы присылали свои опусы под девизом: это принципиальная позиция, которая позволила жюри быть независимым и объективным.

– Без спорных моментов не обошлось, потому что было много сочинений разных авторов, – рассказывает Игорь Борисович Надеждин. – Не было одинаковой музыки: каждое произведение раскрывает поэзию по-разному. Например, в сочинениях на стихи Кольцова, Никитина чувствуется опора на русский мелос. Мандельштам – это символизм, его хватает и у Бунина. Есть и очень выразительное речитативное начало. Эту традицию заложил Даргомыжский, её развивали Прокофьев, Шостакович, Свиридов. И наши авторы достойно продолжают поиск в этой области.


 
Члены жюри единодушно отмечают высокий уровень конкурса. Наряду с такими признанными мастерами, как Кирилл Уманский, Владимир Беляев, Михаил Цайгер, Борис Лисицын, Александр Мозалевский, в нём приняли участие молодые авторы. Среди сочинений начинающих композиторов есть интересные работы, претендующие на серьёзную заявку.

– Конкурс тем и интересен, что мы можем проследить динамику развития современного композиторского творчества, – делится впечатлениями Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова. – Главный критерий оценки: чтобы сочинение было ярким и раскрывало поэтику стиха. Конкурс показал, что преемственность не потерялась. Сегодня это очень важно: возвращение к своим истокам, нашему великому наследию, нетленному богатству, которым мы гордимся и должны очень бережно передать молодому поколению. Этим конкурсом нам хотелось бы дать молодежи импульс к дальнейшему развитию.

Несмотря на то, что музыка была представлена в стилистическом многообразии – от бардовской песни до вокальных циклов и хоровых сочинений, все работы высоко профессиональны и выразительны. Кто-то пишет в стиле Шостаковича и Свиридова, кто-то в стиле изысканного французского импрессионизма, кто-то – в гротескном ключе, с ультрасовременными гармониями, изобретательной фортепианной фактурой, интересной подачей вокальной партии. Есть философские сочинения, которые поражают глубиной постижения текста. Много яркой музыки для детей. Члены жюри единодушно заявляют, что такие конкурсы нужны в первую очередь для того, чтобы разбудить фантазию композиторов, найти новые средства музыкальной выразительности. И в конечном итоге – дать сочинениям жизнь, возможность исполнения, донести их до слушателя.

– Главный судья – это слушатель. Он скажет своё слово: нужна ли ему эта музыка сегодня? – рассуждает Галина Яковлевна Сысоева. – Искусство субъективно. То, что нравится одному, может не понравиться другому. Как оценивать искусство? С точки зрения каких-то новаций, с точки зрения общепринятых норм, или, может быть, с точки зрения слушателя, которому эта музыка кажется сегодня нужной и современной? Это большая условность – первое место, второе, третье. Всё расставит по местам зрительный зал. Когда это произведение прозвучит со сцены, и публика его примет или не примет – вот это будет главная оценка.

У открытого регионального конкурса композиторов ещё одна миссия – это живой взаимообмен между композиторскими организациями России, между музыкантами и слушателями. По материалам конкурса будет издан сборник, в который войдут лучшие произведения, рекомендованные жюри. В апреле 2017 года состоится фестиваль «Созвучие», в рамках которого состоятся премьеры конкурсных сочинений. Запланирована серия авторских концертов. Организаторы проекта выражают надежду, что вниманию слушателей будет представлено как можно больше произведений современных авторов в исполнении ведущих российских музыкантов.

Гран-при конкурса у профессиональных композиторов присуждено Бирюкову Николаю Георгиевичу (Белгород) за Вокальный цикл «Жизнь» на стихи И. Никитина для высокого голоса и фортепиано, у молодых авторов – Даниловой Анне Андреевне (Рославль) за сочинение «Зоологические песенки» на стихи С. Маршака для хора, треугольника, деревянной коробочки и фортепиано. С полным списком лауреатов открытого регионального конкурса композитов на создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» можно ознакомиться здесь.