В заключительном аккорде фестиваля «Созвучие» соединились традиция, авангард и симфо-рок
http://culturavrn.ru/music/21132
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Дарья Бойченко
Форум современной музыки завершился концертом в зале филармонии. Сочинения композиторов Москвы и Воронежа исполнили Академический симфонический оркестр под управлением Игоря Вербицкого и солисты.
Сегодня это известное сочинение Мозалевского для голоса с оркестром звучит удивительно свежо и современно. Так же, как его опус «Из воронежских тетрадей» на стихи Мандельштама. Павел Быков исполняет этот напряжённый монолог с силой убеждения хорошего драматического актера, наполняя смыслом каждый слог мандельштамовского стиха.
А вот «Симфоническая песнь» Александра Украинского – со степным простором, прозрачными синими далями и тающим в небесной выси колокольным звоном. Настоящий чернозёмный пейзаж, с характерными русскими интонациями (соло на балалайке – Павел Землянский). Александр Украинский ушёл из жизни в 2016 году, это сочинение прозвучало в память о замечательном воронежском композиторе.
Сильное впечатление произвел концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Ушакова (солировал автор). Ушаков написал его в 1995 году, это его дипломная работа в Московской консерватории. Очень мощное личное высказывание, в котором запечатлен перелом в истории страны и мировоззрении самого композитора.
Второе отделение концерта открыла «Лирическая поэма» Кирилла Уманского – неспешный холст, с дивным смешением красок-тембров и многослойным звучанием. Философичная, объемная, выдержанная в строгих пропорциях живопись Уманского сменилась «Симфоническими фресками» Рашида Калимуллина – с эпическим размахом, выразительными татарскими мелодиями и рваным ритмом, временами напоминающим прогрессивный рок. «Фрески» – самостоятельное трёхчастное произведение, в котором используется музыкальный материал оперы Калимуллина «Крик кукушки» (первой рок-оперы на татарском языке).
Завершилась программа полной юмора сказочной сюитой Владислава Казенина «Коты в сапогах». Настолько яркой и по-театральному образной, что хотелось пуститься в пляс под буги-вуги на нагретой солнцем крыше и вместе со строгими оркестрантами неожиданно крикнуть: «Мяу!».
Современная музыка требует от слушателя больших усилий, новые произведения часто воспринимаются с трудом. Настроиться на понимание помогли профессиональные комментарии ведущей концерта, лектора-музыковеда Валентины Головиной. И, конечно, филигранная работа музыкантов оркестра и дирижёра Игоря Вербицкого, который точно ощущает полет мысли современных авторов.
- У вас прекрасный оркестр, – говорит председатель Союза композиторов России, народный артист РФ и Республики Татарстан Рашид Калимуллин. – Воронеж – город с мощным музыкальным ресурсом, на котором зиждется культура России. Я хотел бы пожелать воронежским деятелям культуры успехов и продвижения вперед.
Международный молодёжный фестиваль современной музыки «Созвучие» стартовал в столице Черноземья в 2014 году по инициативе Воронежского отделения Союза композиторов России. В его программу входят премьерные исполнения, творческие встречи, мастер-классы. Особое внимание уделено поддержке молодых авторов и исполнителей. В 2017 году фестиваль «Созвучие» приобрел музыкально-литературный характер. В концертах форума прозвучали сочинения лауреатов Открытого регионального композиторского конкурса на создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов: Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Евдокии Ростопчиной, Ивана Бунина, Андрея Платонова, Анатолия Жигулина, Самуила Маршака, Осипа Мандельштама. В конкурсе приняли участие авторы из Москвы, Смоленска, Рославля, Костромы, Новосибирска, Липецка, Ельца, Белгорода, Воронежа и других городов России, а также наши соотечественники из США.