Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяМузыковеды → Трембовельский Евгений Борисович

Трембовельский Евгений Борисович

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

г. Воронеж

Музыковед, член Союза композиторов СССР (1972) и член Союза театральных деятелей РФ (1975), профессор (1993), доктор искусствоведения (1994), заслуженный деятель искусств РФ (1996), Почетный деятель Союза композиторов России (2000); лауреат Воронежской областной премии им. М.Е. Пятницкого (2000), премии им. Д.Д. Шостаковича (2009); награжден «Золотой пушкинской медалью: за вклад в развитие, сохранение и преумножение традиций отечественной культуры» (1999), «Орденом Дружбы» (2002), «Золотой медалью Союза московских композиторов: за содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки» (2009), знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью» (2012)

Е.Б. Трембовельский родился 5 августа 1939 года в г. Алма-Ата (Казахстан). В 1962 окончил историко-теоретический факультет Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы (класс профессоров И.И. Дубовского и М.Р. Копытмана). В 1962-1964 преподавал в Музыкальном училище в Караганде, с 1964 по 1977 работает в Алма-Атинской консерватории (в 1971-1976 – заведующий кафедрой гармонии и сольфеджио; в 1973 защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы казахской симфонии», с 1974 – доцент и заведующий теоретическим отделением Музыкальной школы-одиннадцатилетки при Алма-Атинской консерватории. Помимо того вел авторскую программу на телевидении, выступал с лекциями в филармонии, со студенческих лет занимался публицистикой. Научные статьи начал публиковать в 1967 году, ведущая тема тех лет – взаимодействие академической музыки и фольклора (как русского, так и казахского).

В 1977 году по приглашению Воронежского государственного института искусств переезжает в г. Воронеж. С того момента и до сей поры его педагогическая деятельность связана с этим вузом: с 1981 – профессор, заведующий кафедрой теории и истории музыки, в 1979-1983 – заведующий отделом науки. Уже в год приезда организовал первую в регионе Всероссийскую научную конференцию по музыкально-теоретическим проблемам, в 1980 инициировал создание Общественного Университета музыкальной культуры при Воронежском педагогическом институте, в 1993 по совокупности трудов утвержден в ученом звании профессора, в 1994 защитил докторскую диссертацию «Особенности ладогармонического мышления Мусоргского». Вел все музыкально-теоретические дисциплины, отдавая некоторое предпочтение гармонии, по его специальному классу окончили вуз несколько десятков студентов и аспирантов. Некоторые из них получили ученые и почетные звания, стали членами Союза композиторов, завоевали репутацию успешных руководителей различных сфер культуры и образования.

Е.Б. Трембовельский сочетает научную, лекторскую, учебно-методическую, преподавательскую, административную, общественно-организаторскую и публицистическую деятельность. С 1993 по 2012 – председатель, с 2012 – Почетный председатель Воронежской композиторской организации, с 1995 – секретарь Союза композиторов России. Он постоянно организовывал встречи с известными музыкантами и учеными, в том числе, с М. Ростроповичем, Ю. Фортунатовым и Э. Денисовым. Инициировал многие музыкальные форумы в Воронеже, среди которых: «Первый съезд юных композиторов России» – участников конкурса «Постигая искусство классиков»; несколько Выездных Секретариатов СК РФ («Традиции и творческий поиск» «Взгляд на музыку в конце XX столетия», «Музыка и время», «Звуковые пути: воронежская тематика в контексте музыки России и мира», Всероссийский конкурс им. К. Массалитинова на лучшее произведение по воронежскому фольклору, фестиваль-конференцию «Композитор и фольклор»); конкурс на лучший гимн Воронежу, конкурсы романсов и песен на тексты А. Платонова и А. Кольцова, несколько фестивалей современной музыки «Созвучие». С докладами и лекциями выступал на многих международных и всероссийских конференциях (в Москве, Волгограде, Астрахани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Тамбове, Алматы, Магнитогорске, Ташкенте, Киеве, Ереване, Тбилиси, Таллине, Екатеринбурге, Челябинске и др.)

Как член Союза театральных деятелей, помимо участия в проведении областных конкурсов «Событие сезона», Е.Б. Трембовельский выступал в разных городах на семинарах Всесоюзной секции оперной критики, членом которой был избран. Ведет активную деятельность, как член Советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при Саратовской и Ростовской консерваториях, является делегатом всех съездов Союза композиторов России (начиная с пятого), членом редколлегии всероссийского журнала «Проблемы музыкальной науки» (Уфа), членом Совета по научной работе студентов при Министерстве культуры РФ, и в этом качестве – организатором конференций не только в Воронеже, но и в Казани, Ростове-на-Дону и других городах.

Крупный отечественный ученый-музыковед, просветитель и музыкально-общественный деятель, сегодня Трембовельский – автор шести монографий и порядка 200 статей по проблемам музыкальной науки и актуальным вопросам музыкальной жизни. В сфере его научных интересов выделяется несколько важнейших тем: теоретические проблемы фактуры, ладообразования и национального симфонизма, стиль Мусоргского, взаимодействие культур Востока и Запада, краеведение, вопросы музыкальной эстетики и образования.

Трембовельский – человек неординарный не только в профессиональных приоритетах, но и в жизненных увлечениях, например, спортом: когда-то он имел серьезные достижения в альпинизме, а сейчас, как и 50 лет тому назад, предпочитает машине велосипед, который служит ему средством передвижения повсюду – в родном Воронеже, в Париже и на межгородских трассах.

Трембовельский определил наиболее значимые аспекты жизненного кредо: «Бояться догм. Идти непроторенными тропами вперед и вверх. Не пугаться высоты и не избегать сложных маршрутов. Не подойти к черте, когда «меня не надо, а я есть». Постоянно повышать планку профессиональной ответственности за каждое написанное или произнесенное слово. Не разучиться ездить на велосипеде».

 

Список трудов Е.Б. Трембовельского

Монографии:

  1. М.П. Мусоргский: принципы ладового развития. – Воронеж, изд. Воронежского университета, 1992.
  2. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. – М., Изд. «Композитор», 1999. 2-е издание (испр. и доп.) – 2010.
  3. Теоретические проблемы национального симфонизма. – М., Изд. «Композитор», 2008. Другой вариант: Алматинские симфонии  Евгения Брусиловского. Теоретические проблемы национального симфонизма. Алматы, 2006.
  4. Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края (соавтор Шалагина А.В.). – Воронеж, Изд. «Кварта», 2010.

Некоторые статьи из книг, научных сборников и журналов:

  1. Песни семиреченских казаков. О народной памяти // Народная музыка в Казахстане. – Алма-Ата, 1967.
  2. О драматургии (симфонизме) Четвертой симфонии Е. Брусиловского // Музыкознание, вып. III. – Алма-Ата, 1967.
  3. Плодотворный синтез // Советская музыка. – 1971, № 2.
  4. Три статьи о симфонизме Е.Г. Брусиловского: 1) Народно-национальные основы стиля; 2) Образно-художественная концепция симфоний 50 – 60-х годов; 3) О формообразовании // Музыкознание, вып. V. – Алма-Ата, 1971.
  5. О цитировании и национальной сути // Советская музыка. – 1973, № 3.
  6. Газиза Жубанова (интервью) // Творчество. Вестник композитора,  вып. 2. – М., 1976.
  7. О методе порождающего описания // Алгоритмический формализованный анализ музыкальных текстов. Ереван, 1977.
  8. Непринужденное музицирование // Советская музыка, 1979, № 2.
  9. От приема – к концепции // Советская музыка, 1980, № 12.
  10. «Promenade» Мусоргского: о модальном развитии // Актуальные проблемы ладогармонического мышления. – М., изд. ГМПИ им. Гнесиных, вып. 63, 1982.
  11. Несхожесть дарований // Советская музыка, 1983, № 12.
  12. К проблеме терминологии: о выражении «художественное открытие» // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. – М., изд. ГМПИ им. Гнесиных, вып. 76, 1984.
  13. К проблеме организации научного творчества студентов в вузах искусств (соавтор Бугров В.В.) // Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусства. М., изд. МГИК, 1984.
  14. Диалектика взаимодействий: полемические заметки // Советская музыка. – 1985, № 4.
  15. К проблеме ладового развития // Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура. – М., 1986.
  16. Михаил Зайчиков // Композиторы Российской Федерации, вып. 4. – М., 1988.
  17. Контрасты «Картинок с выставки» – феномен парадоксального мышления Мусоргского // Проявление контраста в музыке. – Воронеж, изд. Воронежского университета, 1988.
  18. Монодийно-гетерофонная природа мышления // Советская музыка, 1989, № 3.
  19. В поисках новой концепции // Советская музыка, 1989, № 11.
  20. Раскрывающийся лад в народной и профессиональной музыке // Песенное многоголосие народов России. – М., 1989.
  21. Некоторые современные черты ладогармонического мышления Мусоргского // М.П. Мусоргский и музыка ХХ века. – М., 1990.
  22. К вопросу об изучении современных черт ладовой системы Мусоргского // О взаимодействии традиционных и новаторских черт в искусстве. – Воронеж, 1990.
  23. Перерастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева // Моцарт – Прокофьев. – Ростов-на-Дону, изд. Ростовской консерватории им. Мусоргского, 1992.
  24. 1) Введение; 2) О полиопорности в сочинениях Мусоргского // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. – Воронеж, 1992.
  25. Модальное развитие – одна из основ мышления Мусоргского // Музыкальная академия, 1993, № 1.
  26. Полиопорность // Музыкальная академия, 1994, № 4.
  27. Порождающее описание // Музыкальная академия, 1995, № 1.
  28. Книга стала событием // Музыкальная академия, 1996, № 3 – 4.
  29. Гетерофония как рефрен музыкально-исторического процесса // Искусство на рубежах веков. – Ростов-на-Дону, 1999.
  30. Современное многовековое // Музыкальная академия, 1999, № 1.
  31. Прошлое в настоящем: приношение Учителю [М.Р. Копытману] // Музыкальная академия, 1999, № 4.
  32. Музыкальный эпицентр // Союз композиторов России. 40 лет. М., 2000.
  33. Гетерофония: типология фактур – эволюция ткани // Музыкальная академия, 2001, № 4.
  34. Музыка должна идти от сердца // Творчество С.В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. – Тамбов, изд. Гос. техн. ун-та, 2003.
  35. Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии // Музыкальная академия, 2003, № 2.
  36. tmost Precision in Musik Theory // 1) Mark Kopytman/ voices of memories, 2) Past in the Prtsent: Homade tomy Teacher // Israel: Music instityte? 2004//
  37. В защиту своей гильдии (автоинтервью) // Музыкальная академия, 2005, № 4.
  38. Два этюда к проблеме аналогий. Этюд первый: Аналогия как метод познания музыкально-художественных явлений; Этюд второй: О выражении «художественное открытие» // Музыкальная академия, 2006, № 1, № 2.
  39. Предустановленное и импровизационное (Взаимодействие в композиции; Часть первая: Исторический аспект проблемы; Часть вторая: Ладогармонический фактор как стабильный компонент импровизационного становления). Музыкальная академия, 2008, № 1.
  40. Столицы и провинция: взаимодействие культур // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. – Ростов-на-Дону, изд. Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 2008.
  41. Вспоминая учителя [А.Н. Дмитриева] // Анатолий Никодимович Дмитриев: к 100-летию со дня рождения. – СПб, изд. Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, 2008.
  42. «Pro et contra»: контрапункты мнений о статусе творческих организаций // Композитор в современном мире. – Челябинск, 2009.
  43. Чему учить студентов? Современные проблемы гармонии: характер их обсуждения и решения // Проблемы музыкальной науки, вып. 5. – Уфа, 2009.
  44. Диссонансы и консонансы. Творческие союзы в перекрестье проблем и суждений // 50 лет Союзу композиторов России. – М., 2010.
  45. Портрет композитора в интерьере региональной организации [о В.А. Горянине] // Музыкальная академия, 2010, № 4.
  46. «Il vecchio castello» М.Мусоргского в соотнесении с типологически родственными явлениями // Русское искусство в мировом художественном процессе. – Воронеж, изд. Воронежской государственной академии искусств, 2011.
  47. Иосиф Игнатьевич Дубовский (1892 – 1969): учителю, наставнику, коллеге к 120-летию со дня рождения / Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2012, № 2 (11).
  48. От года культуры – к веку культуры ? // Искусство и СМИ. – Воронеж, изд. ВГУ, 2012.
  49. Вольному воля (Галина Сысоева и крестьянская песня) // Подъем, 2012, № 3.
  50. Юрий Борисович Романов. Слово о композиторе // сб. «Моя отрада». – Воронеж, 2012.
  51. Общее в единичном: «Старый замок» М.П. Мусоргского в перекрестье параллелей, влияний и соотнесений // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. – Астрахань, изд. Астраханской государственной консерватории (академии), 2012.
  52. О стиле и жанровом диапазоне «Музыкального обозрения» // Музыкальное искусство в контексте современной культуры. – Воронеж, изд. Воронежской государственной академии искусств,
  53. Перерастет ли год культуры в век культуры // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. – М., изд. Гос. класс. Академии им. Маймонида, 2013.

Основные интервью с Трембовельским Е.Б.:

  1. Воронежская модель: беседовала Т. Быба // Российская музыкальная газета, 1995, № 2.
  2. Восхождение на Джомолунгму: беседовала Т. Быба // Воронежский курьер, 1996, 21 марта.
  3. Взгляд на музыку в конце ХХ века: беседовала Э. Носырева // Коммуна, 1997, 16 апреля.
  4. Поздно, да вовремя: беседовала А. Шалагина // Коммуна, 1999, 27 октября.
  5. Кто отогреет музыку ?: беседовала Т. Быба // Воронежский курьер, 2001, 27 января.
  6. Музыка и время: беседовала М. Грищенко // Воронежский курьер, 2003, 4 октября.
  7. Музыка друзей: беседовала Э. Носырева // Коммуна, 2003, 10 октября.
  8. На музыкальных просторах: беседовала А. Шалагина // Коммуна, 2006, 21 октября.
  9. Вечная музыка: Воронежской организации Союза композиторов – 70 лет: беседовала Э. Носырева // Коммуна, 2008, 25 декабря.
  10. Ударная страда на нотном стане: беседовала И. Моргулес // Южноуральская панорама, 2008, 15 апреля.
  11. Истинный художник не может не быть мыслителем (тет-а-тет): беседовал Л. Кройчик // Воронежский курьер, 2009, 1 августа.
  12. Е.Б. Трембовельский о музыкальной науке, творчестве и о себе: беседовала Л.Н. Шаймухаметова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2011, № 2(9).
  13. Путь к слушателю: беседовал А. Прытков // Воронежский телеграф, 2012, февраль.

Основные публикации о Трембовельском Е.Б.:

  1. Статья «Трембовельский Евгений Борисович» – Справочник: в 3 т., том 3, ч. М., 1989.
  2. Ноткин И. Книга, ставшая событием: сигнальный экземпляр // Коммуна. – 2000, 16 мая.
  3. Скрынникова О. Откровение Мусоргского: взгляд исследователя на пороге XXI века // Музыкальная академия, 2002, № 2.
  4. Статья «Трембовельский Евгений Борисович» // Кто есть кто в Воронеже и Воронежской области. – Воронеж, Центр.-Чернозем. Кн. Изд-во, 2003.
  5. Лютая Р. Трембовельский Евгений Борисович // Воронежская энциклопедия: в 2 т., том 2: Н – Я. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.
  6. Евгений Борисович Трембовельский: библиографическое пособие (составитель Н.Н. Воронцова, авторы статей Н.Н. Воронцова, Г.Я. Сысоева, Л.Ю. Синюгина, О.А. Скрынникова). – Воронеж, изд. «Кварта», 2009.
  7. Носырева Э. Профессор на велосипеде: штрихи к портрету Евгения Трембовельского // Коммуна, 2009, 4 августа.
  8. Райгородский П. Неутомимый Евгений // Музыкальное обозрение, 2009, октябрь (№ 310).
  9. Скрынникова О., Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский // Проблемы музыкальной науки, – Уфа, 2011, № 2 (9).
  10. Украинская А. Евгений Борисович Трембовельский // Воронежцы: известные люди в истории края. – Воронеж, изд. «Кварта» (редактор-составитель Ю. Полевой), 2011.