История
ВОРОНЕЖСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ»
Создана в 1933 году как Воронежское отделение Союза композиторов СССР
С 1962 года – Воронежская организация Союза композиторов России
УШЕДШИЕ КОМПОЗИТОРЫ
РУДЕНКО Владимир Михайлович (18.02.26-06.05.14)
Композитор, член Музыкального фонда СССР (1982), член Союза композиторов России (2006), заслуженный артист РСФСР (1976), Почетный гражданин города Лиски Воронежской области (1982), кавалер орденов «Знак почета» (1967) и «Трудового Kpacнoго знамени» (1986)
В.М. Руденко родился в городе Лиски Воронежской области. Во время учебы на отделении народных инструментов Воронежского музучилища, одновременно работал солистом Воронежского областного ансамбля профобразования (1946-48). В 1948 году был приглашен в Воронежский народный хор солистом-баянистом, и в этом качестве трудился до 1973 года.
Серьезный и трудолюбивый музыкант, В.М. Руденко выступал в концертах как солист, аккомпаниатор, работал в составе разных ансамблей (в баянных трио и дуэтах, в ансамбле с балалайкой и др.). Изучение и собирание песен Воронежского края подвигло его к созданию собственных композиций, преимущественно песенного жанра. В сотрудничестве с Марией Николаевной Мордасовой В.М. Руденко создал целый ряд частушечных наигрышей и обработок, в числе которых – «Всю неделю с милым врозь», «До свиданья, Ванечка», «Мы в Воронеже поем – на Урале слышно…», «Моршанские страдания» и другие.
Многие песни, созданные В.М. Руденко на стихи советских поэтов, содержат определенные черты эпохи, обладают ярко выраженной общественно-политической адресацией: «Наш советский человек» (Ю. Гагарину), «Это наша мечта», «Даешь Амур – даешь Байкал» на слова Л. Ошанина, «Выше чести нет хлеборобом быть» на слова А. Столповского.
В списке сочинения композитора немало песен на тексты воронежских авторов: «Тропинка во ржи», «Вечор по воду ходила» на слова А. Голубева; «Россия – родная земля», «Семья народов», «Край наш воронежский», «Живу тобой, моя Россия» на слова Г. Луткова; «Родная земля», «Что за песни распевают на Руси», «Родной Воронеж» на слова Е. Новичихина; «Черноземочки-девчоночки» на слова М. Мордасовой; «Слава труду» на слова В. Застрожного-Г. Луткова.
Полюбились публике обработки русских народных танцев, сделанные Руденко для ансамбля народных инструментов, – «Девичий перепляс», «Кадриль Чижовской слободы старого Воронежа», лирические песни «В зеленой тихой рощице», «В поле у лесочка», «Колосья», «Тонкий явор». Ряд сочинений для баяна вошли в репертуар народных ансамблей, опубликованы в сборниках произведений «Под Воронежем у нас» (1958), «С песней в пути» (1963), «Край наш воронежский» (1971), «Сельские вечера» (1975) и записаны на грампластинки.
Многолетняя деятельность на ниве пропаганды народной музыкальной культуры была востребована и по достоинству оценена. В 1958 году В.М. Руденко награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1967 году за творческие заслуги и исполнительское мастерство получил орден «Знак почета», в 1970 году – медаль «За доблестный труд». В 1976 году В.М. Руденко присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1984 году вручена медаль «Ветеран труда».
Вся жизнь Владимира Михайловича связана с Воронежским народным хором. После шестилетнего руководства оркестром народных инструментов он вновь вернулся к артистическому поприщу и до 1985 года работал солистом-баянистом, а затем, вплоть до ухода на пенсию в 1986-м – концертмейстером хора. В составе хора В.М. Руденко много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом, был в Румынии, Венгрии, Австрии (1951), Ирландии, Турции, Ливане, на Мальте (1974), в Польше, Чехословакии (1975), Франции (1977).
ГОРЯНИН Виктор Андреевич (11.08.1936-18.03.2015)
Композитор, член Союза композиторов России с 1972 года, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени
В.А. Горянин родился 11 августа 1936 года в г. Оренбург. В 1956 окончил Оренбургское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1958 – Институт им. Курмангазы по классу композиции В. Великанова. В 1960-1972 гг. преподаватель Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы в Алма-Ате по классу фортепиано, музыкальный руководитель областной филармонии (1973-74). С 1970 жил в Липецке, где с 1974 по 1977 годы преподавал в музыкальном училище. В Воронеже – с 1977 года, был заведующим музыкальной частью Воронежского драматического театра (1977-1984), преподавал класс композиции в средней специальной музыкальной школе (1978-1998).
Его музыкальная биография началась в Оренбурге в пятилетнем возрасте, когда под руководством многосторонне одаренного отца – музыканта-самоучки, игравшего на кларнете, саксофоне и других инструментах, он приступил к освоению фортепиано. Его задатки пианиста определили в будущем одну из существенных черт творческого облика. В годы учебы на фортепианном факультете Алма-Атинской консерватории он удивлял своих педагогов легкостью, с которой ему давались любые технические «каверзы». Сочинением стал заниматься еще до начала обучения музыке. В возрасте 10-15 лет он постоянно включал свои юношеские опусы и аранжировки в музыкальные программы. Словно предвосхищая свой будущий путь, основанный на любви к сочинительству, В.А. Горянин перешел на композиторский факультет и в 1968 году получил соответствующий диплом. До настоящего времени он нередко выступает с исполнением своих произведений как пианист-солист или ансамблист. Кроме того, он обладает мягким теноровом тембром и на творческих вечерах, особенно с детьми, часто поет под собственный аккомпанемент свои же песни и романсы.
После консерватории, еще проживая в Казахстане (до 1975 года), а позднее – в Липецке и Воронеже, В.А. Горянин постоянно осуществляет авторские концерты в разных городах, чередуя их с записями на радио, никогда не прерывавшейся композиторской работой, сотрудничеством с киностудиями и театрами. Эта многосторонняя деятельность была особенно активной в 1980-1990-ые годы, когда он входил во всероссийскую комиссию по музыкальному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения при Союзе композиторов Российской Федерации.
Еще в молодости он написал музыку к фильмам «Когда я был йогом» (четыре песни из него исполняла Людмила Гурченко) и «Когда тебе двенадцать лет (по Андрею Вознесенскому). Предельная творческая концентрация и мобильность, умение включиться в коллективный замысел, помогли Горянину в годы его сотрудничества с Липецким и Воронежским драматическими театрами.
В.А. Горянину довелось стать автором подлинных шлягеров. Он создал пусть и локальные, с точки зрения географии, но очень значимые на своей территории «Вечернюю Алма-Ату» и гимн «Алма-Ате», звучащие в Казахстане почти сорок лет, а также популярный «Задонский лес», который с легкой руки К.И. Массалитинова нередко определяется эмблемой Черноземья. Подлинным шлягером стала и свободно-фантазийная довольно сложная по композиции музыкальная зарисовка-сцена «Муха» на текст К. Чуковского.
Авторские сочинения В.А. Горянина связаны, прежде всего, с претворением в музыке различных пластов национального (русского, казахского и др.) фольклора, с обращением к поэтическим текстам А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского.
НАУМОВ Владимир Николаевич (01.09.1931-23.05.2015)
Композитор, член Союза композиторов России с 1980 года, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), кавалер Ордена «Знак Почета» (1971), лауреат Всероссийской премии им. Соловьева-Седова (2012)
Владимир Николаевич Наумов родился 1 сентября 1931 года в селе Аманаш Камского района Красноярского края. Провел молодые годы в Сибири, где получил профессиональное музыкальное образование. Учился по классу скрипки в Новосибирской детской музыкальной школе (1938-1945), окончил народно-оркестровое отделение Якутского музыкального училища (1965) и теоретический факультет Новосибирской государственной консерватории (1978). Уже в молодые годы проявился универсальный талант В.Н. Наумова как исполнителя и композитора, педагога и организатора. С 1954 по 1962 годы он руководил оркестром Ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа; потом преподавал в Якутском (1962-1965) и Южно-Сахалинском (1966-1967) музыкальных училищах: работал солистом Сахалинской областной филармонии, а затем возглавил ее как директор: был художественным руководителем Сахалинского народного хора (1967-1986), с которым гастролировал по стране и за рубежом (Япония, Чехословакия и др.). Заслуги Владимира Николаевича были по достоинству оценены – в 1971 году он стал кавалером ордена «Знак почета», а в 1984-м году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
С переездом в 1986 году в Воронеж В.Н. Наумов включился в музыкальную жизнь города и области, выступая на предприятиях города и в общеобразовательных школах с авторскими концертами и принимая живое участие в деятельности Воронежской композиторской организации. Продолжилась и музыкально-организаторская активность В.Н. Наумова: он работал директором Театра оперы и балета (1987-1988), был председателем (1988-1989) и заместителем председателя (1989-1993) Воронежской композиторской организации, по сей день входит в состав ревизионной комиссии.
В.Н. Наумов – автор симфонических поэм: «Берег отчизны», «Воронежские просторы», «Нивхские зарисовки», многих сочинений для оркестра народных инструментов, в том числе «Северной рапсодии», «Концертной фантазии». Им создано более двухсот вокальных произведений разных жанров, написаны опусы для народных и детских хоров и солистов, концертные пьесы для различных инструментов. Многие произведения опубликованы в сборниках, изданных на Дальнем Востоке, в Москве и Воронеже.
Сочинения В.Н. Наумова звучали в Москве, Липецке, Белгороде, Южно-Сахалинске, Якутске… В течение последних десятилетий регулярно проводилимь авторские концерты композитора на сцене воронежской Филармонии, в Каминном зале Дома композиторов, Академии искусств, Музыкального колледжа им. Ростроповичей и на многих других публичных площадках города. Издано десять авторских сборников песен и романсов, целый ряд произведений В.Н. Наумова включен в коллективные сборники.
Особенно ярко проявилось дарование композитора в области балладной и песенно-романсной лирики. Песням Наумова присущи качества, отличающие лучшие произведения жанра массовой советской песни: искренность и теплота интонации, содержательность, простота музыкальной формы, лирическая проникновенность, естественность мелодики. Именно эти особенности творческого почерка В.Н. Наумова отмечали такие мастера песенного жанра, как А. Новиков, Т. Хренников, Я. Френкель. Поэтической основой его сочинений являются стихотворения русских классиков – Пушкина, Лермонтова Кольцова, Веневитинова, Есенина, а также современных поэтов, в том числе и воронежских. В 2012 году В.Н. Наумов стал лауреатом Всероссийской премии им. Соловьева-Седова – так высоко оценило профессиональное музыкальное сообщество его замечательный дар композитора-песенника.
ЧЕРНЫШОВ Лев Данилович (1930-2013)
Композитор, педагог, член Союза Композиторов СССР (1968), награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2000)
Родился 21 июня 1930 года в г. Скопин Рязанской области. Окончил Воронежское музыкальное училище по классу скрипки (1953), Воронежский Инженерно-строительный институт (1954), Алма-Атинскую консерваторию им.Курмангазы по классу композиции (1961). Среди его учеников – немало лауреатов всероссийских и международных исполнительских и композиторских конкурсов. Чернышов являлся членом оргкомитетов и жюри многих музыкальных фестивалей, активно занималс музыкально-просветительской деятельностью.
Автор оратории «Иван Никитин», одноименной оперы (либретто А. Голубева), 2 симфоний, симфонических сюит «В Медео» и «На Усманке», поэм «Эхо весны», «Новогодний карнавал», 2 концертов для балалайки с оркестром, вокально-хорового концерта «Песни Кольцова», кантаты «Царь корабельный», романсов и песен на стихи российских поэтов, в том числе воронежских: Н.Белянского, Л.Бережных, В.Будакова, Д.Веневитинова, В.Гордейчева, П.Касаткина, А.Кольцова, И.Никитина, Е.Новичихина, М.Шишлянникова и других, а также симфонических, камерно-инструментальных произведений, сочинений для оркестра народных инструментов.
РОМАНОВ Юрий Борисович (15.03.1945-20.12.2015)
Композитор, член Союза композиторов России с 2000 года, художественный руководитель ансамбля «Воронежские девчата» с 1978 года, лауреат всероссийского конкурса патриотической музыки (1975), премии Ленинского комсомола (1979), народный артист РФ (1997), профессор (1998)
Ю.Б. Романов родился 15 марта 1945 года в городе Поворино Воронежской области. В 1970 году он окончил Воронежское музыкальное училище. В поисках оптимального сочетания учебы и профессиональной деятельности музыканта-исполнителя сменил несколько вузов: учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1971), затем в Воронежском государственном институте искусств (1972), а в 1978 году окончил факультет народных инструментов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова по специальности «баян». Параллельно занимался дирижированием и композицией (факультативно, консультируясь у профессора А. Репникова, А. Пахмутовой, Ю. Воронцова, Б. Выросткова и Г. Ставонина).
Профессиональная стезя артиста определилась рано. С шестнадцати лет Ю.Б. Романов начал работать в народном ансамбле «Весенние зори» концертмейстером, а позже, с 1968 по 1973 год, – его руководителем. В 1974 году Ю.Б. Романова пригласили на работу солистом-концертмейстером музыкально-литературного лектория в Воронежскую областную филармонию. Через год он возглавил ансамбль «На воронежских просторах» и стал лауреатом всероссийского конкурса патриотической музыки, будучи уже к тому времени участником и лауреатом Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Хельсинки (1962) и Софии (1968), а позже – в Гаване (1978) и Москве (1985).
С 1978 года и по сей день является художественным руководителем ансамбля «Воронежские девчата», уделяя постоянное внимание расширению репертуара и исполнительскому уровню артистов. Ансамбль стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов, признан сегодня одним из лучших профессиональных коллективов, работающих в жанре русской народной песни. Гастрольная география ансамбля включает более сорока стран Европы, Америки, Азии, Африки. Его выступления проходят в престижных концертных залах многих столиц мира. Концертные программы «девчат», музыкальную основу которых составляет музыка художественного руководителя ансамбля, записаны и изданы на грампластинках и компакт-дисках.
С успехом «Воронежских девчат» тесно связано общественное и профессиональное признание Ю.Б. Романова: в 1979 году он становится лауреатом премии Ленинского комсомола, через пять лет получает звание заслуженного, а в 1997 году – народного артиста России.
За эти годы им создано около трехсот обработок народных песен и более ста собственных вокальных композиций, в которых проявляется присущее автору тонкое музыкальное чувство в органичном сочетании с чертами собственного художественного стиля. Особой проникновенностью в воплощении русской темы отличаются поэма «Кольцо» на стихи А. Кольцова для хора, тенора, баритона и чтеца с оркестром русских народных инструментов и шестичастный вокальный цикл на стихи Н. Тряпкина «Засмеялась калина». В2001 году Ю.Б. Романов стал членом Воронежской организации Союза композиторов России.
Произведения Ю. Романова отличают мастерство, эмоционально образное богатство, стилистическая выверенность. В их числе сюита «В некотором царстве», цикл «Русские танцы», концертная сюита «Воронежские страдания», двухчастный концерт «Воронежские переборы», концертные вариации на темы русских народных песен для балалайки с оркестром русских народных инструментов и другие опусы, которые прочно входят в репертуар многих профессиональных коллективов России и, в первую очередь, Национального академического оркестра России им. Н.П. Осипова. Долголетняя творческая дружба связывала Юрия Борисовича и с выдающимся музыкантом и дирижером Н.Н. Калининым.
Опусы Романова для солистов различных ансамблей народных инструментов включаются в программы ведущими исполнителями: А. Скляровым, В. Семеновым, А. Цыганковым, С. Лукиным, В. Болдыревым и другими.
Являясь с 1998 года профессором кафедры народных инструментов Воронежской государственной академии искусств, Ю.Б. Романов плодотворно занимается педагогический деятельностью. Среди его выпускников – лауреаты всероссийских и международных конкурсов, талантливые исполнители и педагоги: А. Сорокин, Ю. Чирков, Ю. Фабричных, В. Карпий. В 2004 году Ю.Б. Романов приглашен в качестве профессора-консультанта в Белгородский государственный институт культуры и искусства.
Будучи музыкальным консультантом Детского коллектива «Матрешки», Ю.Б. Романов уделяет должное внимание воспитанию юных талантов. В числе его сочинений для юных исполнителей – вокальный цикл «Соловей» на стихи С. Маршака для детского хора с оркестром русских народных инструментов.
Многие произведения Романова опубликованы в издательствах – «Музыка», «Советский композитор», записаны на фирме «Мелодия». Они входят в коллективные и авторские сборники «Воронежские наигрыши», «Тонкая рябина», «Кружева», «Синий платочек».
УКРАИНСКИЙ Александр Викторович (17.03.1952-18.07.2016)
Композитор, член Союза композиторов России с 1986 года, заслуженный работник культуры РФ (1999), Почетный деятель Союза композиторов России (2008)
А.В. Украинский родился 17 марта 1952 года в г. Воронеж. Окончив Воронежское музыкальное училище (1972) и композиторский факультет Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, он «подключился» к уже сложившейся плеяде воронежских композиторов, в которую входили в то время Г. Ставонин, М. Зайчиков, В. Беляев, Ю. Воронцов. В профессиональном общении с коллегами молодой композитор осваивал традиции воронежской композиторской школы и народного творчества Черноземья, и, вместе с тем, обретал собственный авторский стиль.
В течение многих лет А.В. Украинский был заместителем председателя Правления Воронежской организации Союза композиторов России. Вел класс композиции в Воронежском музыкальном училище. Как педагог он воспитал ряд учеников, ставших лауреатами всероссийских детских и юношеских композиторских конкурсов.
Что касается творчества, а, точнее, отношения к творчеству, то здесь А.В. Украинский – убежденный консерватор. Тех позиций, которых он придерживался в начале своего творческого пути, он старается придерживаться и в настоящее время. Он считает, что язык, музыкальные приемы должны подчиняться тому, о чем хочет говорить художник.
Для русского композитора, по мнению А.В. Украинского, существует свой критерий содержания и содержательности в творчестве – «писать о России и для России». В выражении этой идеи А.В. Украинский ищет свою интонацию – живую, понятную, «общительную». Ею композитор мыслит и из нее вырастает целостная форма музыкального произведения. А.В. Украинский много работает с национальным материалом. И как музыкант он абсолютно убежден: в голосе художника должен быть отголосок своего народа – без этого искусство мертво.
Особенно полно композитор раскрывается в камерном творчестве, так как эта область кажется ему более гибкой и податливой. Нередко композитор обращался к малой форме, открывая новые грани творческого письма, может быть фантазийные, свободные, изменчивые.
Музыка А.В. Украинского довольно часто исполняется. Есть музыканты, с которыми он работал постоянно – Ю. Андросов, В. Теплитская, Е. Петриченко, А. Ткачев, О. Завьялов, Л. Вахтель.
Произведения Украинского философичны и обладают глубинным русским интеллектуализмом, неоднократно были опубликованы, исполнялись на различных музыкальных форумах («Панорама музыки России», «Московская музыкальная осень», «Санкт-Петербургская весна», «Композитор и фольклор», «Музыка друзей»).
Юсупов Леонид Абдурахманович (12.05.1944- 22.10.2021)
Композитор, музыковед, член Союза композиторов СССР с 1991 года, Союза композиторов России с 1996 года, кандидат искусствознания, профессор
Л.А. Юсупов родился 12 мая 1944 года в г. Алма-Ата (Казахстан).
Учился на отделении теории музыки в Самаркандском Музыкальном училище (1961-1963), параллельно работал музыкальным руководителем в детском туберкулезном санатории, детском доме № 5 г. Самарканда. Будучи призван в армию, проходил службу в военном оркестре (1963-1966). В 1973 году окончил факультет истории и теории музыки Ташкентской консерватории, а в 1978 году аспирантуру в том же учебном заведении.
В 1973-1975 годах молодой специалист заведовал теоретическим отделением музыкального училища города Бекабад Ташкентской области, а потом почти двадцать лет, с 1975 по 1993 год, он преподавал на кафедре истории и теории музыки Ташкентского государственного института культуры. В 1991 году Л.А. Юсупов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Становление и развитие узбекской музыкальной эстрады. Фольклор в эстрадной музыке» во Всероссийском научно-исследовательском институте искусствознания, г. Москва. В 1997 году ему было присвоено ученое звание доцента.
Композицией Л.А. Юсупов занимался у народного артиста Узбекистана, профессора Б.И. Зейдмана. В 1991 году он был принят в члены Союза композиторов СССР. После распада Советского Союза в 1995 году стал членом Союза композиторов Узбекистана, а затем, с 1996 года членом Союза композиторов России (в составе Воронежской организации Союза композиторов России). Участвовал в работе VIII Съезда Союза композиторов СССР (Москва, 1991) и IX съезда Союза композиторов России (Москва, 2006).
В 1994 году Л.A. Юсупов переехал в г. Елец Липецкой области и продолжил свою деятельность на ниве педагогики в качестве доцента кафедры музыки Елецкого государственного педагогического института. На сегодняшний день стаж педагогической работы Л.А. Юсупова составляет более полувека (с 1961 года) и свыше сорока лет – в вузах. Он читает лекционные курсы и ведет занятия по гармонии, полифонии, анализу музыкальных произведений, истории отечественной эстрады и другим предметам; руководит секцией музыкально-теоретических дисциплин кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства. В 2000 году прошел курсы повышения квалификации при Московском педагогическом государственном университете по специальному курсу высшей школы «Баян, аккордеон». Юсупов и его ученики принимают активное участие в факультетских, университетских, городских и областных концертах, фестивалях, конкурсах и конференциях. Среди его воспитанников – лауреаты межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
В течение всей творческой жизни, активно занимаясь общественно-просветительской и музыкально-критической деятельностью, Л.А. Юсупов выступает как лектор-музыковед и популяризатор, участвуя в программах филармонического абонемента. Он автор многочисленных публикаций (более 100) в различных сборниках и в периодике. Как композитор создал около 150 песен, немало инструментальных пьес для отдельных инструментов, эстрадного оркестра и джазовых композиций.
С годами интенсивность его работы не снижается. В 2009 году Л.А. Юсупов становится лауреатом VII международного фестиваля духовной авторской песни «Ковчег» (Воронеж), на VIII-м «Ковчеге» получает гран-при в номинации «композитор», в 2011 и 2012 годах – диплом композитора-лауреата православного молодежного фестиваля «Одигитрия» (г. Витебск, Белоруссия). Его многолетняя плодотворная работа отмечена благодарственными письмами и почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и Департамента науки и образования Липецкой области.
Основные сочинения Л.А. Юсупова
Вокальные сочинения:
- «Иду по России». – В сб. «Елецкая быль» № 5: «Песни о городе». – Елец, 1996.
- «Семь песен: «Причал надежды», «Ты и я», «Юбилейная», «Монолог», «Прощай, любовь», «Иду по России», «Пусть живет 45-й». – В сб. «Песни преподавателей ЕГПИ». – Елец, 1998.
- «Пушкинская осень». – В сб. «Елецкая быль» № 9. – Елец, 1999.
- «Эстрадные песни»: сборник из 30 избранных песен. – Елец, 1999.
- «Небо в слезах»: авторский CD-альбом (13 песен). – 2003.
- «Песни для детей». – Елец, 2004.
- «Русские народные песни в полифонической обработке»: учебное пособие. Ноты. – Елец, 2004.
- «Песни о войне и мире» – сюита для солиста и хора в сопровождении фортепиано. – Елец, 2005.
- «Четыре песни». – В сборнике песен преподавателей ЕГУ «Причал надежды», Елец, 2005.
- «Талисман любви»: сборник (33 избранных песни). – Елец, 2006.
- «Пришел к нам праздник»: Песни для детей. – Елец, 2009.
- «Калейдоскоп любви»: Сборник (33 эстрадных песни). – Елец, 2009.
- «Семь песен»: «Вальс елецких студентов», «Студенческий город Елец», «Гимн ЕГУ». «Причал надежды», «Юбилейная», «Песня о Ельце». – В сб. «Тебе, любимый университет». – Елец, 2009
- «Три романса на стихи И. Бунина»: «Земное счастье», «Перед иконою святою». «Родной дом» в сб. «Все – только мысль и звуки…». – Елец, 2012.
Инструментальные сочинения:
- «Алые паруса»: сборник детских песен отечественных композиторов для баяна или аккордеона в обработке Л. Юсупова (в том числе 5 авторских). – Липецк, 2006.
- «Эстрадные пьесы для аккордеона». – Елец, 2009.
- «Пьесы для фортепиано». – Елец, 2012.
Отдельные песни:
- «Иду по России», «Причал надежды», «Пусть живет 45-ый» на сл. Н. Касимова.
- «Юбилейная» на сл. Ю. Сомова.
- «Монолог» на сл. Т. Корниловой.
- «Прощай любовь» на сл. JI. Шеховой.
- «Ты и Я» на слова Л. Юсупова.
- «Пушкинская осень» на сл. Н. Касимова.
- «Песня о Москве» на сл. Л. Юсупова.
- «Зимняя сказка» на сл. Д. Сигалова.
- «Елецкая весна» на сл. Л. Шеховой.
- «Весенняя песенка» на сл. Л. Шеховой.
- «Не надо делать больно» на слова Т. Лапиной «Когда вас любят» на слова И. Баукова.
- «Забытая мечта» на сл. Т. Лапиной.
- «Просто осень» на сл. Т. Лапиной.
- «Одиночество» на сл. Т. Лапиной.
- «Поговори со мной» на сл. Т. Лапиной.
- «Здравствуй» на сл. Т. Лапиной.
- «Услышь меня» на сл. Т. Лапиной.
- «Песня о Ташкенте» на сл. Т. Корниловой.
- «Голубые туманы» на сл. Л. Евтуховой.
- «Эйфория» на сл. Л. Евтуховой.
- «Прощай, любовь» на сл. Л. Шеховой.
- «Монолог» на сл. Т. Корниловой.
- «Не верю» на слова Т. Лапиной.
- «Сентябрь» на слова Т. Лапиной.
- «Не уходи» на слова Т. Лапиной, Д. Юсупова.
- «Моя девчонка» на слова Т. Лапиной, Д. Юсупова.
- «До скорых встреч» на слова Ю.Тарана.
Шипулина Татьяна Александровна (15.12.1950- 06.10.2021)
Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года, кавалер медали «В честь Святых Кирилла и Мефодия» (2000), лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура» (2000), заслуженный деятель искусств Воронежской области (2010)
Т.А. Шипулина родилась 15 декабря 1950 года в г. Казань. В 1950-х вместе с семьей переехала в Воронеж. Окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (1970). Еще в стенах училища, с 1966 года начала сочинять собственные произведения под чутким руководством одного из мэтров Воронежской композиторской организации – Б.Д. Выросткова, который отметил, что, как правило, шипулинские сочинения привлекают мелодической и фактурной изобретательностью, неординарностью художественных идей и наличием собственного почерка.
Первое высшее профессиональное образование молодой музыкант получила, окончив композиторский факультет Киевской государственной консерватории (класс профессора А. Штогаренко) в 1975 году. Второе – в Львовской Государственной консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Н. Колессы, 1977-1979). По завершении курса отправилась совершенствовать мастерство в Ленинград, где с 1979 по 1981 годы прошла ассистентуру-стажировку в консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина).
В 1981 году Татьяну Александровну направили в Омскую филармонию очередным дирижером. Но ее влекла театральная стихия и, познавая ее, с 1982 по 1985 год Шипулина работала дирижером в Омском музыкальном театре. В 1985 году уже опытным театральным дирижером она вернулась в Воронеж, и, с той поры и до сего дня трудится в Воронежском государственном театре оперы и балета.
Неуемное деятельное начало и, одновременно, поиски путей самореализации стали определять линию ее творческого пути. Так, в 1992 году она, параллельно с работой театрального дирижера, ведущего балеты, оперетты и детские спектакли, организовала камерный «Классик-оркестр» и до 1995 года являлась его художественным руководителем. Потом, в 2001 году в Доме актера по ее инициативе возник авторский клуб «Музыкальная призма», где рождались произведения на стихи классиков и воронежских поэтов. Клуб, действуя в течение многих лет и неизменно собирая большое число почитателей ее таланта, соединяет в своей тематике демократизм и оригинальность. Ее профессиональные музыкантские, организаторские и общественно-просветительские заслуги были отмечены на рубеже тысячелетий. В 2000 году Т.А. Шипулину наградили медалью «Во имя Кирилла и Мефодия» и признали лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура».
В 2001 году Шипулина стала членом Воронежской организации Союза композиторов России. Ее сочинения, открытые в своем эмоциональном строе, глубоко созидательны, насыщены образно-психологическими идеями, всегда обращены к сердцу слушателя.
Основные сочинения Т.А. Шипулиной
Сочинения для симфонического оркестра:
- «Вальс» для струнного оркестра.
- «Прощание с другом» памяти художника В.Криворучко для камерного оркестра и фортепиано.
Хоровые сочинения:
- «Береза», «Тальянка» на стихи С. Есенина для смешанного хора а капелла.
- «Полдень» на стихи Ф. Тютчева для смешанного хора а капелла.
- «Акварели»: «Тишина»; «Звуки музыки»; «Молитва» (безслов) для смешанного хора, органа и арфы.
- «Всенощное бдение» для мужского хора а капелла.
- «Литургия» для мужского хора а капелла.
- «Песни восхождения» по 18кафизме «Псалмов Давида» для женского хора а капелла.
- «Акафист Сергию Радонежскому» для мужского хора а капелла.
- «Богородичный цикл» в 28частях на канонические тексты для хора а капелла.
- «Псалмы» на канонические тексты для смешанного хора а капелла.
- «Тропари» для мужского хора а капелла.
- «Акафист Серафиму Саровскому» для мужского хора а капелла.
- Три детских хора на слова В. Суминой.
- Два детских хора на слова Т. Русановой.
- «Рождественский цикл» на слова Р. Горевича в 12-ти частях для детского (женского) хора а капелла.
- «Сын Человеческий»– пасхальная мистерия на текст «Царя Иудейского» К.Р., канонические молитвы и духовные стихи – для двух хоров а капелла и солистов (альт, два тенора, баритон, три баса), campani.
- Два хора на стихи Д.Веневитинова а капелла.
- Пять хоров на стихи Ф. Тютчева а капелла.
- «Благовещенский канон» для смешанного хора.
Сочинения для музыкального театра:
- «Волшебные буквы» – музыкальная сказка для детей.
- «Жизнь розы» – балет.
- «Музыкальный домик» – музыкальная сказка для детей.
- «Приключения Петрушки» – музыкальная сказка для детей.
- «Волшебный сундучок» – музыкальная сказка для детей.
- «Зайка-зазнайка» – музыкальная сказка для детей.
- «Волшебный цветок» – музыкальная сказка для детей.
Камерно-вокальные сочинения:
- Двадцать детских песен на слова А.Блока, 3. Ермоловой, Г. Коротких, Т. Суминой, Г. Неведровой.
- Шесть романсов на слова Р. Горевича для баса и фортепиано.
- Десять народных песен на слова Р. Горевича.
- Четыре народные песни на слова Г. Молодцова.
- Четыре народные песни на слова Л. Широковой.
- Пять романсов на стихи А. Фета для сопрано и фортепиано.
- Четыре романса на слова П. Сумина для сопрано и фортепиано.
- Двенадцать романсов на слова С. Ганжи.
- Десять романсов на слова М. Лобач.
- Двенадцать романсов на слова 3.Терских.
- Пять романсов на стихи Ф. Тютчева для баритона и фортепиано.
Камерно-инструментальные сочинения:
- «Романс» для скрипки и фортепиано.
- «Романс» для скрипки, виолончели и фортепиано.
- «Размышление» для виолончели и фортепиано.
- «Элегия» для гобоя и струнного квартета.
- «Ave Maria» для струнного квартета.
- Четыре вальса для струнного квартета, гитары, фортепиано и колокольчиков.
- «Полька» для струнного квартета, фортепиано и колокольчиков.
- Три пьесы для гитары-соло.
- «Анданте» для гитары и фортепиано.
- «Ноктюрн» для саксофона, скрипки и фортепиано (памяти Л.А.Кравцовой).