Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации03) Честь и достоинство нации в русской культуре (2015-2016) → Форум современной музыки собрал в Воронеже композиторов из стран СНГ, России и Америки

Форум современной музыки собрал в Воронеже композиторов из стран СНГ, России и Америки

 
27.11.2015

     

  • Текст: Валентина Головина
  • Фото: culturavrn.ru

В Воронежском государственном институте искусств состоялся музыкальный форум «Созвучие национальных культур», на котором выступил Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), в очередной раз поразивший воронежцев интерпретациями ультрасовременных, подчас экспериментальных, сочинений композиторов ближнего и дальнего зарубежья.

Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Владислав Песин (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель) впервые представили воронежской публике сочинения Дэвида Лефковица, Джэми Таерман, Веры Ивановой, Фараджа Караева, Арнольда Шенберга, Сергея Волкова, Николая Капустина.МАСМ был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. Отличающийся высоким уровнем профессионализма, коллектив быстро завоевал мировую популярность. На сегодняшний день МАСМ активно пропагандирует современную музыку в 85 городах России, 25 странах мира, имеет более пятидесяти компакт-дисков. В 2013 году ансамбль стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент».

В рамках форума состоялись две творческие встречи с композиторами из Калифорнии. Со своими произведениями воронежскую публику познакомили композитор, музыкальный теоретик, профессор ведущего калифорнийского университета UCLA (Лос-Анжелес) Дэвид Лефковиц и выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, композитор и теоретик, преподаватель консерватории Chapman Universiti (штат Калифорния) Вера Иванова.

Авторы вынесли на суд публики произведения, написанные в индивидуальной творческой манере. Завораживающий феномен звука с его неограниченными выразительными возможностями явился центром исследования и образно-выразительной стороной сочинения Веры Ивановой «Алфавит смеющегося человека» (The Laughing Man Alphabet) для флейты и фортепиано. Удивил и заинтриговал своими пространственно-звуковыми идеями, «движущимися» графическими образами Д. Лефковиц, представивший в программе форума «Un- (time) –less» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

Кроме упомянутых композиций Д. Лефковица и В. Ивановой в программу концерта был включен «Монолог» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели еще одного композитора из Калифорнии и гостьи форума Джэми Таерман. Ученица Д. Лефковица, недавно обучавшаяся композиции на факультете серьезной и прикладной музыки в университете UCLA, сконцентрирована на свободном процессе создания музыкальной формы, по ее словам, «на самом процессе музыкального выражения».

Все три калифорнийских автора отличаются между собой по стилю, образному строю сочинений, технике письма. Но можно обнаружить и общий вектор их мышления – склонность к повествовательности и созерцанию, рассказыванию, поступательному развитию музыкальной мысли.

МАСМ регулярно включает в свои концертные программы сочинения современных воронежских композиторов. В разные годы воронежский слушатель мог порадоваться интересной трактовке, а иногда и премьере музыки Д. Ушакова, М. Цайгера, С. Волкова. Так и в этот раз был исполнен трехчастный цикл миниатюр маститого воронежского автора Сергея Волкова «Пустобрешки» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

«Созвучие национальных культур» дополнила «Фантазия» для скрипки и фортепиано Арнольда Шенберга, органично «вписавшаяся» в программу рядом с музыкой гостей из США. Интересно, что Д. Лефковиц преподает в консерватории, в которой преподавал в середине прошлого столетия А. Шенберг. И он же написал аналитическую работу по фортепианной музыке Шенберга.

Удивили и порадовали публику сочинения российско-азербайджанского композитора Фараджа Караева с оригинальным названием «Господин Билайн – эксцентрик или вы еще живы, господин министр???!!!» для флейты, бас-кларнета и фортепиано и «Трио для флейты, виолончели и фортепиано» Николая Капустина, соединившее в себе элементы академической и джазовой традиции.

Получив очень яркие эмоции от встречи с авторами, от блистательной игры Московского Ансамбля Современной Музыки, воронежская публика будет ждать новых встреч с всемирно известным коллективом.