Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации01) 2017-2018 → Глубина и почвенность традиции

Глубина и почвенность традиции

http://communa.ru/kultura/glubina_i_pochvennost_traditsii_/

27.11.2017

В Воронежском Доме композиторов прошло открытие очередного сезона, на этот раз – юбилейного: наша организация Союза композиторов РФ в нынешнем году отмечает своё восьмидесятилетие

 

Текст: Анна Шалагина

На самом деле история композиторских сообществ на воронежской земле исчисляется куда более внушительными сроками. Начиная с рубежа 19-20-х веков, здесь уже появляются сочинители музыки из исполнительской среды. Вспоминаются известные имена пианиста Витольда Ростроповича, дирижера и виолончелиста Сигизмунда Зарембы, Анатолия Серебренникова, связанные с композиторским кружком в Острогожске. В Воронеже в начале прошлого столетия века успешно сочинял музыку Отто фон Титибель, а с 20-х годов заметной становится деятельность Григория Сметанина, который создал в Тамбове что-то наподобие композиторского кружка, объединявшего некоторое время музыкантов всего Черноземья. В Воронеже первая профессиональная композиторская организация возникла в 1930 году – она получила название «Ассоциации композиторов и музыковедов Центрально-Черноземной области», куда входили, помимо Григория Сметанина, Константин Массалитинов и прославившийся сочинением маршей для духового оркестра Владимир Вишневецкий. Вскоре после образования «Союза советских композиторов» в 1932 году возникло Центрально-Черноземное отделение с центром в Тамбове, и, наконец, в 1938-м было образовано Воронежское областное отделение СК СССР под председательством Константина Массалитинова.

Вряд ли по сухой исторической справке можно составить представление о размахе деятельности композиторской организации, в которую постоянно вливались новые имена, все более богатой становилась палитра создаваемой музыки и музыковедческих трудов. Зато вполне можно оценить глубину и почвенность традиций, которые, однажды став истоком, остались в истории Союза его главным руслом. Говорят, без прошлого нет будущего, и оглянуться на это прошлое, далекое и близкое, – значит и заглянуть в завтрашний день.

Концерт-открытие был посвящен памяти недавно ушедшего Александра Украинского. Вспоминая его, не хотелось ни исполнять траурные марши, ни произносить пафосные речи. Хотелось погрузиться в атмосферу покоя и гармонии – атмосферы, столь созвучной личности самого композитора. В таком ключе и прошел этот концерт, где звучала его музыка и сочинения коллег, которые пришли, чтобы сказать какие-то свои слова, вспомнить, «как это было». Алексей Вершинин, Татьяна Шипулина, Елизавета Ткачева, Игорь Надеждин сами исполняли свои музыкальные посвящения – фортепианные пьесы, импровизации. Не случайно звучали и стихи Ивана Бунина, поэта, столь любимого Александром Украинским. Притяжение этих двух творческих миров объяснимо: и в том, и в другом есть в чем-то старомодная, но добротная основательность чувств.

В сочинениях Александра Украинского царили, казалось, пастельные краски. В лирических тонах были выдержаны «Шесть стихов о любви» на стихи Анны Ахматовой – эту музыку он написал еще в 1985 году, вскоре по возвращении в Воронеж после учебы в Ленинградской консерватории. Продолжением лирического ряда стали «Акварели» для скрипки и фортепиано (партия скрипки – Ирина Раздобарина) и цикл на стихи Галины Умывакиной «На разных полюсах земли». Сочинение более позднее – 2002 года, и более сложное по языку, оно стало формой выражения совсем иной лирики – на пределе чувств, от страстных порывов до утонченной надломленности. Очень экспрессивно оба вокальных цикла прозвучали в интерпретации Елены Петриченко, постоянной исполнительницы музыки Александра Украинского.

Основную часть концерта органично предварила «Молитва» (исполнители – Валерия Свиридова и Жанна Чернышова) – вокальное сочинение Александра Мозалевского на стихотворение Великой княжны Ольги, дочери Николая II, написавшей эту молитву в стихах перед расстрелом. Трагедия, запечатленная в этой музыке, отозвалась во многих последовавших потом в концерте опусах, и прорвалась в финале – в цикле Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина в блестящем исполнении Михаила Лобаса. Партию фортепиано в вокальных и скрипичном циклах исполняла лауреат международных и всероссийских конкурсов Лариса Вахтель.

После концерта состоялось собрание членов Союза композиторов, которые встретились, чтобы еще раз оглянуться на прошедшие пять лет и подвести итоги работы творческой организации. Событий, как оказалось, было немало. Многочисленные концерты, восемь фестивалей, два проекта, поддержанных грантами Президента Российской Федерации. Активно осуществлялись творческие связи с композиторами и исполнителями Москвы и других регионов – яркими страницами запомнились приезды в Воронеж Владислава Казенина, Рашида Калимуллина, Кирилла Уманского, блистательные выступления Екатерины Мечетиной, Федора Амирова, Тихона Хренникова-младшего.

Большим событием стала мировая премьера Шестой симфонии для баритона, хора и симфонического оркестра Александра Локшина в рамках одного из фестивалей, а также исполнение Третьего концерта Алемдара Караманова.

Обогащались творческие связи воронежских композиторов сотрудничеством с Союзами писателей, журналистов, театральных деятелей, с Немецким культурным центром, а также с Союзом женщин России, вузами города. На должность председателя Воронежской организации была вновь избрана Лариса Вахтель. Помимо творческих проектов, ее справедливо волновали такие насущные проблемы, как отцифровка рукописей воронежских композиторов и издание их сочинений.

Источник: газета «Коммуна» | №94 (26738) | Вторник, 28 ноября 2017 года