Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

История и идеалы России в музыке молодых композиторов

2 История и идеалы России в музыке молодых композиторов 12.10.2015

DSC_0285

 

 
  

Текст: Екатерина Малофеева

Фото: Михаил Квасов

19 октября 2015 года в Каминном зале Дома композиторов  состоялось открытие музыкально-просветительского проекта для всей семьи «Честь и достоинство нации в русской культуре». Проект поддержан грантом Президента РФ, а непосредственным грантодателем является Союз женщин России. Концерт-открытие прошел под названием «История и идеалы России в музыке молодых композиторов» и стал своеобразной творческой презентацией Молодёжного отделения Союза композиторов. Молодые композиторы Воронежа и Воронежской области  познакомили слушателей со своими произведениями, очень разноплановыми и разнохарактерными как по своей сути, так и по составу исполнителей. В некоторых ясно читается тесная связь с культурной эстетикой Серебряного века России, поэзией, живописью, историей ушедшего века. В других — обращение к фольклорным традициям в контексте современности, что очень важно и актуально. В сочинениях многих —  осмысление своего личного, пусть и пока небольшого, жизненного опыта, который воплощён в музыкальную форму, иногда традиционную. Иногда новаторскую. В концерте приняли участие как более опытные члены «МолОта», участники этого объединения с самого основания, так и совсем юные композиторы Воронежа.

В концерте приняла участие юная воронежская поэтесса Виктория Харченко. Её стихи о Воронеже и России органично вплелись в контекст музыкальных произведений, являясь своеобразными эпиграфами к ним.

Открыла концерт Елена Масалытина – студентка 5 курса Института искусств, класс профессора Е. Б. Трембовельского. Прозвучала Прелюдия для виолончели и фортепиано в исполнении лауреата международных конкурсов, выпускника ВГИИ Станислава Фролова. Это инструментальная миниатюра, лаконичная и выразительная, которая представляет собой некие вариации на выдержанную мелодию, но в несколько современном ключе. Основная тема, положенная в основу прелюдии, имеет тревожный характер. Каждый раз повторяясь, она обретает новый оттенок. Динамическое развитие приводит к кульминации, после чего основная тема словно удаляется и растворяется.

Также были исполнены 5 прелюдии для фортепиано, представляющие собой цикл разнохарактерных миниатюр. Каждая прелюдия Елены — маленькая звуковая картинка, которая обладает своим настроением и изяществом. Партию фортепиано исполнил Станислав Фролов, партию виолончели – Мария Окорочкова, выпускница ВГИИ.

Зрители тепло приняли сочинение композитора Алены Воропановой  — студентки 2 курса отделения народных инструментов ВГИИ. Алена занимается композицией относительно недавно, но уже является автором ярких и самобытных сочинений. В частности, в концерте прозвучала пьеса для фортепиано «Блеск битого стекла» в исполнении студента 3 курса ВГИИ Алексея Чаусова. Это – своего рода картинная зарисовка разбитой стеклянной вазы, осколки которой играют и переливаются на солнце. Также в ней прослеживается идея разбитого сердца, которое  все еще продолжает любить.

Следующий участник концерта, Анна Санникова, представила слушателям Прелюдию для фортепиано «Багряница». Аня так предварила своё сочинение: «Часы и пение птиц». Это безмятежное утро, когда вы просыпаетесь. На улице светит солнце, на душе так же светло. День начинается, и тикание часов, бегущее время —  будто неизменное basso ostinato на вариации беззаботного пения птиц.

Мария Декина – в МолОте со дня его основания. Она представила слушателям романс на стихи Марины Цветаевой. Маша давно увлеклась стихами и личностью Марины Цветаевой и поняла, что её поэзия актуальна и животрепещуща и сегодня. Мария в голосе певицы пыталась найти выразительные интонации самой Марины Цветаевой, пытаясь представить, как бы они звучали здесь и сейчас. Голос то звучит угрожающе, то сумрачно и сдержанно, то, как будто играя красками жизни сквозь пыль десятилетий. Романс Марии Декиной подойдет как для академического, так и для эстрадного исполнения, а состав инструментов, по замыслу композитора, возможно расширить до рок-бэнда. В концерте романс исполнили Татьяна Абдулина, студентка ВГИИ, и Станислав Фролов.

Председатель Молодёжного отделения, Екатерина Малофеева, представила вниманию слушателей два своих сочинения. Первый романс написан на стихи Марка Захаровича Шагала и называется «Белые ступеньки». Не многие знают, что этот великий художник писал и стихи, на самые разные темы. Шагал определяет чувство любви, как полет, выход за рамки реальности. Правда, этот полет существует только в воображении героя, он как бы находится в замкнутом кругу, у него нет сил, чтобы преодолеть себя и эти преграды. Но у героя по-прежнему остается его великая любовь. А пока есть любовь – есть надежда.  Во втором романсе Екатерины на стихи испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки любовь, наоборот, понимается как чувство, которое рано или поздно проходит. «Проходит и зной и прохлада» — пишет поэт. Но, несомненно, эти сочинения роднит между собой склад музыкального мышления, схожесть образов и даже в чем-то мелодическое родство.

Максим Клепач — самый юный представитель «МолОта». Он исполнил лирический «Вальс», навеянный поездкой в Санкт- Петербург. Юный композитор посвятил его своей бабушке, Галине Павловне Клепач.

Поистине изюминкой концерта стало выступление Ивана Сухарева из села Терновка Воронежской области. Прозвучали несколько сочинений: колыбельная «А-лю-лю», в которой композитор переосмысливает простую колыбельную, состоящую из 5 нот, добавляя в нее довольно сложные гармонические переходы, но при этом не теряя напевность и ясность музыкального языка, а также Пьеса для калюки, гуслей и «бочки», очень свежая и оригинальная. Также было исполнено сочинение молодого композитора Сергея Турманидзе – «Случай из жизни» для фортепиано.

В заключение концерта молодые композиторы поблагодарили своих кураторов и наставников: Елизавету Ткачёву, Александра Мозалевского, Дмитрия Ушакова, Татьяну Шипулину, воронежских композиторов, которые оказывали им помощь поддержку в подготовке к концерту. И, конечно же, прозвучали слова благодарности в адрес Председателя Воронежской региональной организации «Союз композиторов России» — Ларисы Вахтель, которая, как мама, лелеет юные воронежские таланты. Концерт молодых музыкантов и поэтов удался! Кажется символичным, что именно они открыли столь масштабный для Воронежа и области проект .

 

 

http://culturavrn.ru/music/16652

20.10.2015

В воронежском Доме композиторов представили проект «Честь и достоинство нации в русской культуре»

 

 

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

Его героями стали молодые авторы. Все они – участники молодежного отделения Воронежской региональной организации «Союз композиторов России» (МолОт). 19 октября МолОтовцы вынесли на суд публики свои сочинения, большинство из которых звучали впервые.

— Мы занимаемся тем, что собираем молодых композиторов, — рассказывает председатель воронежского МолОта Екатерина Малофеева, — оказываем им поддержку. У нас уже девять новых участников, самому младшему  — всего 14 лет.
 
 
У каждого начинающего композитора свой куратор. Ими стали Елизавета Ткачева, Александр Мозалевский, Татьяна Шипулина. Мэтры помогают советами, оказывают профессиональную и моральную поддержку.
Этот концерт – своего рода творческая презентация воронежского МолОта, демонстрация результата работы за полгода – именно столько существует молодежное отделение Союза композиторов в Воронеже.

«История и идеалы России в музыке молодых композиторов» — так назвали МолОтовцы свой отчет, и в этом юношеском идеализме нет ничего показного и надуманного. Ироничные, остроугольные сочинения Елены Масалытиной, завораживающая «Багряница» Анны Санниковой, осторожный «Блеск битого стекла» Алены Воропановой – и рядом с этими смелыми экспериментами нежный силуэт «Вальса» Максима Клепача, колокольный распев «Случая из жизни» Сергея Турманидзе, зрелые, несмотря на возраст их авторов, романсы Екатерины Малофеевой («Белые ступеньки» на стихи М. Шагала и «Маленький мадригал» на стихи Ф. Г. Лорки) и Марии Декиной («Прохожий, остановись» на стихи М. Цветаевой). И даже самобытный Иван Сухарев из Терновки с фортепианной колыбельной «А-лю-лю» и Пьесой для «бочки», гуслей и калюки в стиле этно-джаз и фолк-рок не кажется случайно затесавшейся в академическую программу русской экзотикой, потому что у сегодняшних молодых композиторов одни корни. Им интересно пробовать себя в разных жанрах, а их дерзкую и трогательную музыку интересно играть их ровесникам.

В концерте приняли участие студенты и выпускники Воронежского музыкального колледжа и академии искусств Татьяна Абдулина (сопрано), Ольга Авдеева (сопрано), Станислав Фролов (фортепиано), Мария Окорочкова (виолончель), Алина Шипилова (скрипка), Дина Воронцова (виолончель). В качестве эпиграфа к некоторым музыкальным номерам прозвучали стихи о Воронеже молодой поэтессы Виктории Харченко.

Проект «Честь и достоинство нации в русской культуре» вошел в президентскую программу и поддержан Союзом женщин России.
 
 
— Этот проект для нас очень важен, — говорит председатель Воронежского Союза композиторов России Лариса Вахтель. — То, что его открыла музыка молодых, символично.
В течение сезона в рамках проекта «Честь и достоинство нации в русской культуре» запланированы концертные программы и встречи с литераторами, композиторами, священнослужителями. Проект адресован молодежи и семьям Воронежа и области.