Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

Коммуна. №159 (26181). 26.10.13

http://sk-vrn.do.am/news/proryv_v_sovremennost/2013-10-26-3

Завершился фестиваль «Панорама музыки России в Воронеже»

Его события разворачивались стремительно. За четыре дня было исполнено около пятидесяти произведений разных авторов, состоялось шесть концертов в местной организации – Союзе композиторов РФ, зале филармонии, Воронежской академии искусств. Были задействованы лучшие солисты и коллективы – Воронежский симфонический академический оркестр, оркестр народных инструментов академии искусств, фольклорный ансамбль ВГАИ «Воля». 

Фестиваль «Панорама музыки России в Воронеже» стал еще одним мощным прорывом в современность — для его участников и воронежцев событие вдвойне знаменательное, поскольку в этом году Воронежская организация Союза композиторов России отмечает свое 75-летие. 

- Я счастлив снова быть в вашем городе – городе замечательных культурных традиций, — сказал, приветствуя участников и гостей фестиваля, председатель Союза композиторов РФ Народный артист РФ Владислав Казенин.– Вспоминаю славные имена ваших земляков — Константина Массалитинова, Геннадия Ставонина, Михаила Носырева. На этом форуме хотелось бы многое обсудить. Мы должны создать свой манифест, как жить дальше. Хочется и лучше узнать молодых, послушать их сочинения. 

Сегодня, во времена для российской культуры не самые благоприятные, столь тесная и непосредственная причастность к мировым музыкальным процессам наших воронежских музыкантов, может быть, особенно актуальна. 

Как показал состоявшийся творческий форум, в поиске духовности и новых путей развития музыкального искусства находятся и столица, и провинция – и здесь есть и общность проблем, и желание выразить свое отношение к миру, быть услышанными и понятыми. 

И что же такое композиторская школа? Об этом и о многом другом шла речь на «круглом столе», где композиторы и музыковеды имели возможность поразмышлять на темы современного сочинительства. 

Скорее, можно говорить не о московской или санкт-петербургской, пермской или новосибирской школе: как сказал Владислав Казенин, существуют и имеют свои традиции школа Сергея Слонимского, Бориса Тищенко, Аркадия Нестерова, Бориса Арапова, Рашида Калимуллина. Многие видные композиторы воспитали своих учеников, которые продолжили обозначенную ими линию в искусстве. 

Центральной же темой «круглого стола» стала тема, заявленная в докладе Сергея Слонимского «О национальном в современной музыке». Свои интересные суждения по этой проблеме высказали и профессора ВГАИ Евгений Трембовельский и Владислав Девуцкий, композиторы Ширвани Чалаев, Владимир Мартынов. 

Первое слово на фестивале было предоставлено народному искусству. Фольклорный ансамбль ВГАИ «Воля» под руководством профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ Галины Сысоевой сразу ввел слушателей и участников творческого форума в атмосферу праздника. 

В соответствии с хронологией события развивались по такому сценарию. От камерного концерта – к симфоническому в первый день фестиваля, затем от «круглого стола» – к творческой встрече с композитором Владимиром Мартыновым во второй. Третий день проходил в стенах Воронежской академии искусств, где выступил молодой пианист Павел Кушнир, а вечером давал свой концерт оркестр народных инструментов. Наконец, завершением форума стал «Парад концертов» — в зале филармонии прозвучали сразу три великолепных фортепианных концерта Тихона Хренникова, Рашида Калимуллина и Владислава Казенина. 

Поражал перспективный ракурс нынешнего фестиваля. Радиусы от его центра, которым вот уже четвертый раз за двадцатилетнюю историю «Панорамы музыки России» становился Воронеж, простирались на сей раз не от, а до Москвы и, хоть не «до самых до окраин», но до Санкт-Петербурга (Сергей Слонимский), Нижнего Новгорода (Борис Гецелев), Казани (Рашид Калимуллин), Дагестана (Ширвани Чалаев). Были представлены и наши ближние соседи из Ельца (Игорь Надеждин) и Липецка (Алексей и Елена Вершинины). 

В результате полезное знание о том, что происходит за пределами собственного региона, обрел каждый из участников. Но тот факт, что исполнявшиеся на фестивале произведения воронежских композиторов составляли большую часть программы, можно считать особенно отрадным. Фантазия Александра Украинского «О России с любовью и болью», по словам председателя Воронежской организации Союза композиторов России Ларисы Вахтель, послужила своего рода эпиграфом для концерта. 

Свои мысли о России стремились донести до публики – в жанре романса и песни – Татьяна Шипулина, Александр Мозалевский, Дмитрий Ушаков, Владимир Беляев, Виктор Горянин, Борис Яркин. В той же народной тематической струе оказалась и Фантазия для балалайки на тему русской народной песни «Уж ты, Ваня» Михаила Цайгера и песни Елизаветы Ткачевой, пронизанные украинской интонацией, на стихи Леси Украинки «Русалочка» и «Далеке море». 

В концерте ярко прозвучали детские ансамбли – скрипачей ДШИ №11 (руководитель Надежда Трембовельская) и «Юные воронежские балалаечники» (руководитель Заслуженный деятель искусств РФ Иван Иншаков). Камерная инструментальная музыка привнесла элемент интеллектуализма Пьеса для струнного квартета Conversio Игоря Надеждина — и утонченную звукопись – Пьеса для кларнета и фортепиано «Долгое ночное плаванье» Натальи Горобец. 

Звучавшая на фестивале музыка обещала стать настоящим диалогом культур: здесь снова встретились Восток и Запад, а Воронеж как принимающая сторона оказался открытым веяниям самых разных культурных ветров. 

Полярным «западником», пожалуй, нужно назвать московского композитора Владимира Мартынова, который представлял свое искусство на творческой встрече. Его имя стоит в ряду композиторов-минималистов, среди которых — Джон Кейдж, Филип Гласс, Стив Райх, Арво Пярт, Павел Карманов, но в то же время вырывается из общего ряда в силу какой-то особой, зашкаливающей системы измерений его творчества. Личность уникальная даже по меркам современных нестандартов: писатель, философ с композиторским образованием «от Московской консерватории», он отправлялся путешествовать то на Северный Кавказ, то на Центральный Памир с целью собирания реликтов фольклора, изучал искусство Средневековья и Возрождения, исполнял старинную и современную музыку, потом вдруг в конце семидесятых прекратил сочинять и погрузился в изучение древнерусского богослужебного пения. А через несколько лет вновь вернулся к сочинительству и стал проповедовать идеи, собственно, и принесшие ему славу нетривиального (для кого-то одиозного) мыслителя и музыканта. 

Его наиболее известная, нашумевшая книга «Конец времени композиторов» не вписывается в формат книг о музыке: фактически представлена философская и религиозная концепция, в которой западноевропейская музыка служит лишь материалом, а идеи композиции погружены в философско-культурологический контекст. 

Линию камерной музыки продолжил затем концерт пианиста Павла Кушнира, исполнившего три сонаты – Алексея Вершинина, Юрия Пятковского и Альфреда Шнитке, а народная тема была передана оркестру русских народных инструментов ВГАИ. 

В сторону Востока фестиваль развернулся на заключительном концерте, когда зазвучала музыка Рашида Калимуллина. И тут снова начали активно произносить слово «минимализм», приверженцем которого является этот автор. 

В 90-х годах он инициировал создание Центра современной музыки им. Софьи Губайдуллиной в Казани. Но того, что он смело экспериментирует с техниками письма и тембрами, явно было бы недостаточно, чтобы понять, насколько он ярок и своеобразен. В музыке Калимуллина – такой сплав интонаций и ритмов, в котором за предельной сложностью всегда читается их национальная самобытность. 

В «Параде концертов» Восток оказался в обрамлении двух высоких образцов русского искусства. В начале прозвучал Третий концерт Тихона Николаевича Хренникова (исполнитель — правнук и тезка знаменитого композитора, Тихон Хренников-младший): написанный в начале восьмидесятых годов ХХ века, он несёт приметы своего времени. 

И венчал фестиваль Третий концерт Владислава Казенина в великолепном исполнении московской пианистки Екатерины Мечетиной. Все выступавшие пианисты молоды, но уже хорошо известны в России и за рубежом, все являются лауреатами международных конкурсов. 

Насыщенность концертной программы фестиваля подтверждала заданную идею панорамности. Звучала музыка разных стилей и жанров, было немало премьер, творческих встреч, и все это стало возможным благодаря многообразию талантов композиторов и исполнителей.

кандидат искусствоведения, доцент ВГАИ  Анна Шалагина