Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации07) Созвучие (2014) → Культура ВРН. 30.04.14

Культура ВРН. 30.04.14

sozvu2m_1

http://culturavrn.ru/music/12145

В Воронеже первым исполнением симфонии Локшина завершился молодежный фестиваль современной музыки «Созвучие»

Текст: Елена Фомина

Фото: musicvrn.ru
 

Фестиваль запомнится яркими концертами, встречами, обсуждениями, пока преобладают эмоции – очень разные, отстраниться от них не получится. Детальный анализ фестиваля впереди, и делать его не нам, простым смертным, а ученому сообществу в лице уважаемых музыковедов, коих на прослушиваниях было немало, но уже сейчас можно сказать, что фестиваль «Созвучие» стал событием. Неординарным. Праздничным. Поворотным. С перспективой и очень большим потенциалом.

Не буду перечислять организации, причастные к его проведению: все молодцы, кто не остался в стороне. А вот Ларису Вахтель – председателя регионального отделения Союза композиторов России – назову особо. Потому что все участники, все программы – весь творческий и организационный процесс прошел через ее хрупкие пианистические руки. Дай Бог Ларисе Викторовне сил и энтузиазма на продолжение. А то, что молодежному фестивалю современной музыки в Воронеже быть – не подлежит никакому сомнению. 

Во-первых, потому что у нас много специальных учебных заведений всех уровней – от детских школ искусств до академии, где воспитывается творческая молодежь, жадная до поисков и экспериментов. Во-вторых, у нас одна из старейших и уважаемых композиторских организаций, традиции которой продолжаются, опять же, в творчестве молодых авторов. В-третьих, Воронеж уже зарекомендовал себя как центр современной академической музыки более чем двадцатилетней историей фестиваля «Созвучие», который в апреле 2014 года получил статус молодежного. 

Это не значит, что у него появились возрастные ограничения: в программе фестиваля звучало немало сочинений авторов, уже ставших классиками двадцатого века. Они, не затмевая, дают ориентир новым, только что вышедшим из-под пера, опусам наших современников. В концертах фестиваля в гармоничном, полнозвучном аккорде сочетались произведения ушедших в вечность Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Алемдара Караманова, Александра Локшина, находящихся в зените творчества Александра Украинского, Александра Мозалевского, Дмитрия Ушакова, Елизаветы Ткачевой и совсем юных, дерзких и смелых, но уже состоявшихся композиторов Ирины Минаковой, Натальи Горобец. 

Фестиваль собрал интереснейших авторов и исполнителей из разных городов. О многих мы уже писали на страницах «Культура. ВРН»: это и потрясающая 14-летняя Валерия Галинская из Курска, и московский ансамбль «Mixtum Compositum», совершивший первые в своей жизни гастроли именно в Воронеж, на фестиваль «Созвучие», и солист Курской филармонии Павел Кушнир, пианист-звукописец, представивший мощную сольную программу из произведений Айвза, Фельдмана и Локшина; мэтры – композитор, пианист и импровизатор Игорь Надеждин из Ельца, Елена Клочкова из Москвы – пианистка и исследователь творчества Алемдара Караманова, исполнившая вместе с Молодежным симфоническим оркестром Третий фортепианный концерт композитора «Ave Maria»; наши, воронежские солисты и коллективы – хоровые, камерно-инструментальные, составившие основу этого музыкального марафона, длившегося целую неделю, с 23 по 30 апреля.


Фото РИА Воронеж

Кульминацией фестиваля стал концерт в зале филармонии, где состоялась мировая премьера Шестой симфонии Александра Локшина, композитора трагической судьбы, прошедшего через травлю, запреты и почти полное забвение. Рудольф Баршай, считавший своим долгом исполнять его сочинения сначала в России, потом на Западе, сказал: «Я уверен, что время Локшина придет». Нельзя сказать, что мы воскрешаем его из небытия: музыку Локшина высоко ценили и исполняли Мравинский, Рождественский, Зандерлинг, Зак, Гринберг, Юдина. Шостакович открыто называл его гением. Баршай исполнил все симфонии Локшина, кроме Шестой – ее исключили из программы концерта, как это нередко случалось и с другими сочинениями композитора. Честь быть первооткрывателями Шестой симфонии Александра Локшина на стихи Блока выпала Воронежскому Молодежному симфоническому оркестру, хору театра оперы и балета и солисту Игорю Горностаеву. 

- Тема этой симфонии вечна, — говорит художественный руководитель молодежного оркестра заслуженный артист России Юрий Андросов, — к ней обращались многие композиторы. Шестая Локшина чем-то сродни Четырнадцатой симфонии Шостаковича. Здесь есть глубина, красота, необычные гармонии, которые нужно понять, полюбить, почувствовать, и тогда эта музыка будет проникать непосредственно в душу. 

Шестая симфония задает много вопросов. Почему Локшин оставил в неприкосновенности текст Блока? Обычно композитор не церемонился со стихами, на которые писал музыку, редактируя их под свой замысел, подчас выбрасывая целые куски из Пушкина, Заболоцкого. Почему это именно симфония, а не кантата или симфоническая поэма для хора и солиста? Это музыка, которую нужно осмыслить и сыграть не один раз. Молодежному оркестру в этом году десять лет, в его репертуаре немало сочинений современных авторов. Шестая симфония Александра Локшина должна занять в нем одно из первых мест, у коллектива и его дирижера особая миссия – познакомить с ней слушателей, причем не только воронежских. 

«Я не знаю, как надо играть Локшина, но играть его надо, и слушать надо», — сказал после блистательного исполнения Вариаций композитора, посвященных Марии Гринберг, пианист Павел Кушнир. К этим словам трудно что-то добавить. 

Ну а всем участникам первого молодежного фестиваля современной музыки «Созвучие», к коим смело можно причислить и слушателей, хочется пожелать дожить до второго и сохранить ту атмосферу истинного содружества и сопричастности своему времени, в которой мы находились все эти дни.