Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации07) 2014-2015 → Культура ВРН. 31.10.14

Культура ВРН. 31.10.14

soyuz2m_1а

http://culturavrn.ru/music/13728

Воронежский Союз композиторов открыл сезон «Концертом-элегией»

Текст: Елена Фомина
Фото: Вениамин Кузнецов, Евгения Яневич

 

 

30 октября в Каминном зале Дома композиторов звучала музыка Льва Чернышова, Геннадия Ставонина, Юрия Воронцова. Пришлось ставить дополнительные стулья, несмотря на то, что количество мест в этом году увеличилось – теперь обновленный зал Дома композиторов вмещает сто слушателей. В этот вечер их было больше. Воронцов, Ставонин и Чернышов – настоящие звезды воронежской культуры, без кавычек. Многие их помнят и любят, их музыка звучит и поныне.

Лев Чернышов, Геннадий Ставонин, Юрий Воронцов… Их имена запечатлены в мемориальных досках, названиях улиц (в селе Подгорном, оказывается, есть улица Ставонина), в сердцах учеников, коллег и слушателей. Юрий Васильевич Воронцов, чьё столетие мы отметили в этом году, был не только композитором, но и прекрасным гитаристом, лектором-музыковедом. Занимался историей Воронежа – дореволюционного, довоенного, сам был участником фронтовых бригад, возглавлял Воронежский Союз композиторов. Автор множества сочинений для хора и солистов, инструментальных пьес. В концерте прозвучала его Фантазия для гитары на тему «Соловья» Алябьева в исполнении педагога Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Сергея Корденко, а заслуженная артистка России Любовь Концова спела его «На Воронежских просторах» – неофициальный гимн нашего края, на долгие годы ставший позывными областного радио.


Сергей Корденко

Геннадий Трофимович Ставонин ушел из жизни в 1995 году, в январе 2015-го мы отметим 80 лет со дня его рождения. В 70-80-е годы музыка Ставонина звучала со сцены воронежских театров – в постановках ТЮЗа, Кольцовского, оперного. «Олеко Дундич», «Сказ земли русской», «Виват, Россия!» – эти спектакли не один сезон шли в репертуаре театра оперы и балета, были, как сейчас говорят, успешными проектами, создававшими лицо театра. Песни Ставонина записаны на диски, их поют многие солисты и коллективы. На концерте-посвящении прозвучала его «Когда уходит друг» на стихи Регистана, её исполнил Михаил Лобас вместе с возглавляющей сегодня Воронежский Союз композиторов пианисткой Ларисой Вахтель и виолончелистом Юрием Макаренко. А Любовь Концова спела «Лодку-лодочку» на стихи воронежского поэта Александра Голубева. Прекрасный пианист, Ставонин писал много инструментальной музыки. В концерте мы услышали два его «Фантастических танца» для фортепиано в исполнении солистки филармонии Елены Алышевой.

Лев Данилович Чернышов покинул нас меньше года назад. Улыбчивый, светлый человек, прекрасно певший тенором, создавший множество симфонической, камерной вокальной и инструментальной музыки, пестовавший юных композиторов, гордившийся своими учениками. Главным делом своей жизни Лев Данилович считал оперу «Иван Никитин», мечтал увидеть её на сцене. В этом году мы отметили 190-летие поэта, не за горами двухсотлетний юбилей Ивана Саввича Никитина. Чем не повод для постановки? И повод весьма достойный: наш, воронежский, композитор написал оперу-портрет великого земляка – лирическая музыка, стихи классиков – Никитина и Кольцова. А главное – есть возможность отдать, наконец, долг Чернышову, так и не увидевшему своё любимое сочинение на сцене. В концерте мы услышали Ариозо Наташи из оперы «Иван Никитин» в исполнении солистки театра оперы и балета Натальи Тютюнцевой, ей аккомпанировал Дмитрий Ушаков – ученик Льва Даниловича. В этот вечер Наталья Тютюнцева и Дмитрий Ушаков впервые на публике представили песни из вокального цикла на стихи профессора ВГУ, философа Бориса Замбровского: «Эти вишни», «Как я хочу в последний раз увидеть», «И снова будет май». Это одно из последних сочинений Льва Чернышова.


Елизавета Ткачева, Елена Петриченко

Жанр элегии предполагает тихую грусть, светлую печаль. В концерте было больше света, чем грусти: Чернышов, Воронцов и Ставонин ушли в разное время, но для многих они до сих пор как живые. «Кажется, что сейчас откроется дверь, и они войдут сюда, – говорит музыковед, заслуженный работник культуры России Валентина Головина. – «Концерт-элегия» возник не случайно. Уходят люди-легенды. Каждый оставил след не только в жизни своих друзей и родственников, но и – глобально – в искусстве в целом. Сегодня их сочинения звучат в исполнении молодых музыкантов, они с удовольствием их учат – значит, у этой музыки есть будущее».


Валентина Головина

Молодежи в этот вечер было, действительно, много: и среди исполнителей, и среди слушателей. В планах Союза композиторов – провести авторский концерт Геннадия Ставонина в рамках молодежного фестиваля «Созвучие» в апреле 2015 года. Ну а в октябрьском «Концерте-элегии» звучало много музыки всех трёх авторов – Льва Чернышова, Юрия Воронцова, Геннадия Ставонина. В финале концерта мы услышали посвящение ушедшим композиторам от ныне живущих: фортепианную пьесу Александра Мозалевского «Гармония контрастов» в исполнении пианистки Натальи Полянчук и романсы Елизаветы Ткачевой в исполнении солистки оперы Елены Петриченко, один из них – «Далёкая звезда» на стихи Лермонтова – прозвучал впервые. В контекст «Концерта-элегии» вписался молодой автор-исполнитель из Луганска Евгений Калашников с песней «Мы стали светом». Завершил программу Вокализ Юрия Воронцова в исполнении Елены Петриченко, Ларисы Вахтель и Юрия Макаренко – как тихий вздох о тех, кого нет рядом, но навсегда останется в памяти.


Лариса Вахтель