Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации11) Созвучие (2011) → Музыка России. декабрь 2011 г.

Музыка России. декабрь 2011 г.

Музыка России+

http://music-gazeta.com/article/1272/

В Воронеже завершился

20-й Международный фестиваль

современной музыки


Финальным аккордом завершился в Воронеже двадцатый Международный фестиваль современной музыки «Созвучие».
 

 
Музыкальный марафон длился в течение двух месяцев, фестивальные концерты проходили на разных площадках. Звучали сочинения композиторов Ельца, Курска, Белгорода, земляков-воронежцев. Были тематические авторские концерты, программы, посвященные авангардной музыке, состоялось много премьер.

Каждый концерт – будь то в зале филармонии, в Доме композиторов, колледже имени Ростроповичей или музыкальном колледже на Никитинской – вызывал у слушателей живой неподдельный интерес. Когда еще мы услышим столько новых сочинений! Композиторам тоже повезло. Многие годами ждут, когда их музыка будет исполнена на большой сцене, с симфоническим оркестром.

Концерт-закрытие, по традиции, был посвящен воронежским авторам. В исполнении солистов и Молодежного симфонического оркестра под руководством заслуженного артиста России Юрия Андросова прозвучали произведения Льва Чернышова, Павла Рукавицына, Михаила Носырева, Александра Мозалевского, Михаила Зайчикова. Это композиторы разных поколений, каждый по-своему воспринимает свое время. Интерес публики к современной музыке отчасти и обусловлен желанием услышать разные композиторские мировоззрения. Тем богаче становится наше восприятие музыки.

Павел Рукавицын выстраивает свою систему координат в собственном фантастическом мире. Его соната для оркестра с солирующей скрипкой «APaulina» — современные «Муки любви». Начинается это сочинение с «бормотания» виолончелей и контрабасов – как рождение некой неотвязной мысли, которая овладевает сознанием «лирического героя». И над всем этим тревожным состоянием — мелодия скрипки. Ее голос Яна Мирошникова превращает в голос «далекой возлюбленной», который звучит и как прощение, и как прощание… Очень образная музыка, с яркими театральными темами-масками, с острохарактерным танцем-обманом, пляской-мороком. Еще раз убеждаешься в важности роли исполнителей в прочтении идеи композитора.

«Концерт для солистов с оркестром» запомнился контрастами. От музыкальной открытки Льва Чернышова «Новогодний карнавал» с солисткой оперы Натальей Тютюнцевой, до монументального «Из Октоиха» Александра Мозалевского для солиста, хора и симфонического оркестра на стихи Есенина. Его исполнили солист оперы тенор Игорь Ходяков и три хоровых состава: «Благовест» музыкально-педагогического колледжа (руководитель – Игорь Василевский), хор музыкального колледжа имени Ростроповичей (дирижер – Ирина Лещёва) и камерный хор академии искусств (руководитель – Николай Матвеев). Такой большой состав не смог уместиться на сцене, певцы выстроились внизу, им неудобно было следить за дирижером, который находился на сцене вместе с оркестром. Возможно, эти технические моменты не позволили исполнителям в полной мере раскрыть идею этого масштабного сочинения, в котором ярко проявляется самобытная лексика Александра Мозалевского, узнаваемая и убедительная, корнями уходящая в традиции духовной музыки.

Философский пласт программы – «Вариация четырех тем» для виолончели с оркестром Михаила Зайчикова. Это сочинение посвящено Евгению Трембовельскому. Его исполнил заслуженный артист России Сергей Судзиловский, артист Московской филармонии, лауреат конкурса имени Чайковского 1978 года. Сочинение заставляет слушателей следовать за напряженной мыслью композитора, в которой преломляется и воронежский песенный фольклор, и многообразие собственного мира композитора.

Кульминацией закрытия фестиваля стал Концерт для фортепиано с оркестром Михаила Носырева с солисткой Ларисой Вахтель. Сегодня Носырев стал классиком. Его музыку открывают в России и за рубежом. Автор четырех симфоний, концертных циклов, камерных сочинений, Михаил Носырев обладает природным ярчайшим дарованием. И это определяет в его музыке многое. Она отражает судьбы и время, трагедии и счастье людей, переживших аресты, тюрьмы и не сломившихся. Лариса Вахтель выстраивает очень убедительную концепцию этого сочинения, помогает нам ощутить и трагедию человека, и его хрупкость, и красоту. Силу духа. Лариса Вахтель – ученица Григория Гордона, профессора РАМ имени Гнесиных, который, в свою очередь, учился у великого Нейгауза. Хочется чаще слышать эту пианистку на большой сцене, с сольными программами.

Нельзя не сказать о важной роли музыковеда Валентины Головиной, которая вела все концерты фестиваля. Глубокая эрудиция, знание материала, заинтересованное отношение к музыке каждого автора делали ее комментарий содержательным и в то же время оставляющим пространство для размышления.

Фестиваль «Созвучие» вызвал массу эмоций, стал событием. Очень хочется, чтобы к таким проектам, власти от культуры относились более заинтересованно. Потому что культурный потенциал города и региона огромен.

Особая благодарность – воронежскому отделению Союза композиторов, небольшому коллективу во главе с заслуженным деятелем искусств России Евгением Трембовельским. У этих людей, истинных подвижников, получилось придать фестивалю современной музыки истинный масштаб СОЗВУЧИЯ, в котором соединились талант и время.

Источник: culturavrn.ru