Цайгер Михаил Исаакович

США
Композитор и пианист, член Союза композиторов России с 1978 года. Человек года 1992-93 (Кембриджский биографический центр, Англия), лауреат премии Союза композиторов России им. Я. Френкеля (1994), Music & Visual Аrts Аward for Outstanding Achievement in Music (Piano) MetLife Рiano Competition (Нью-Йорк, 1996), II Международного конкурса композиторов «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается...» (2012)
М.И. Цайгер родился 7 января 1949 года в г. Москва. Юные годы провел в Украине, с которой связаны и его первые навыки будущего профессионального пианиста. Учился в Запорожье, сначала в музыкальной школе, затем в музыкальном училище, после первого курса переехал в Симферополь и в 1968 году с отличием закончил уже Симферопольское училище по классам фортепьяно и теории музыки. В 1965-м (и об этом М.И. Цайгер упоминает с неизменной гордостью) он стал единственным учеником по композиции Алемдара Караманова – крупного русского композитора 20-го столетия, симферопольского отшельника, чье творчество обретает сегодня мировое признание. Созданной под руководством Караманова Первой симфонией М.И. Цайгер дебютировал как композитор. Свое музыкальное образование продолжил в Горьковской государственной консерватории (классы композиции и фортепьяно окончил в 1973 году), все время учебы в консерватории работал концертмейстером консерватории и пианистом в оркестре Горьковской филармонии. С 1974 года композитор переехал в Воронеж, с которым связано весьма плодотворное двадцатилетие его жизни.
Здесь в 1978 году он становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. В Воронеже созданы многие яркие сочинения – вариации для фагота и фортепиано, «Русская кантата» на народные тексты, кантата «Ода Родине» на стихи А. Исаакяна, концерт для фортепиано с оркестром, Адажио и вариации для виолончели с оркестром. Здесь же реализовалось увлечение композитора театром. М.И. Цайгер пишет музыку к спектаклям Воронежского драматического театра («Чиполлино, «Под золотым орлом») и Театра юного зрителя («Полоумный Журден»). С 1974 по 1989 год и позже, с 1993 по 1995 годы, он – солист Воронежской филармонии. Параллельно оканчивает аспирантуру Московской государственной консерватории по композиции (1983). В 1989-1993 годах он председатель Воронежской организации Союза композиторов России. В эти годы М.И. Цайгер активно концертирует, как пианист и ансамблист, в нашей стране и за рубежом (Брно, 1993; Мюнхен, 1994). Приходит международное признание: он назван «Человеком года 1992-1993» Кембриджским биографическим центром в Англии, становится лауреатам премии Союза композиторов России им. Френкеля (1994).
С приходом зрелости у М.И. Цайгера все ярче обнаруживается интерес к духовной музыке и «вечным» темам. Начиная с 1990-х годов появляются его сочинения религиозного содержания: «Песнопения Службы святителю Митрофану Воронежскому» (1990), кантата «Бог есть любовь» на тексты Иоанна Богослова (1991), «Псалом-концерт» для гитары и оркестра (1992), «Песнопения Службы святителю Тихону Задонскому» (1994), цикл «Благочестивые вирши», основанный на русских духовных стихах XVII века (1994), «На исходе Великой Субботы» для фортепиано (1995), «Поэт-Пророк» (2002), «Логос» (по 1-й главе «Евангелия от Иоанна», 2006), «Молитва» для домры (2008).
С 1995 года, оставаясь гражданином России, М.И. Цайгер живет и работает в США. Преподает фортепиано в Music Соnservatory (Вестчестер), является профессором Long Island Conservatory (Нью-Йорк), имеет учеников – лауреатов различных конкурсов. Концертируя, в том числе и в Париже (2008), получает еще одно лауреатское звание – «Music & Visual Arts Award for Outstanding Achievement in Music (Piano) MetLife Piano Competition (Нью-Йорк, 1996).
Творческое сотрудничество на концертной площадке связывает его со скрипачкой Н. Бейлиной, басом М. Светловым, Русским камерным хором Нью-Йорка, другими известными коллективами и солистами. С 2004 года он – член жюри ежегодного международного конкурса LISMA, International Competition, в 2007-м – международный профессор приемной комиссии National University оf the Аrts (Тайвань).
Не порывая связи с родиной и русской культурой, в 2012 году М.И. Цайгер становится лауреатом II Международного конкурса композиторов в честь 300-летия Александро-Невской Лавры.
Основные сочинения М.И. Цайгера
Сочинения для музыкального театра:
- Опера «Волшебный колобок».
- Балет «Арлекинада».
Произведения для большого оркестра:
- Две симфонии.
- Два концерта для оркестра («Город», «Тигр»).
- Увертюра.
- «Фреска».
- «Аморозо».
Произведения для струнного оркестра:
- «Четыре венецианских образа» для гобоя и струнного оркестра.
- «Русские танцы» для струнного оркестра.
Концерты с оркестром:
- Концерт для фортепиано с оркестром.
- Адажио и вариации для виолончели с оркестром.
- «Псалом-концерт» для гитары с оркестром .
- «Игры» для фортепьяно и струнных.
- Концерт для 4-струнной домры с оркестром.
Вокальные циклы:
- «Квартет» для 4-х голосов и фортепиано по сочинениям И. Крылова.
- «Из детской тетради» на детские стихи.
- «Кольцо» на стихи А. Кольцова.
- «Воронеж» на стихи О. Мандельштама.
Хоровые сочинения:
- «Русская кантата» на народные слова.
- «Песни о Стеньке Разине» на стихи А. Пушкина.
- «Песнопения Службы свт. Митрофану Воронежскому».
- «Бог есть любовь» [1 Ин.].
- «Песнопения Службы свт. Тихону Задонскому».
- «Благочестивые вирши» на стихи русских поэтов XVII века.
- «Поэт-пророк» на стихи А. Пушкина [Исайя].
- «Логос» [Ин. 1].
- «Вера и безверие» для двух хоров– на сочинения свт. Тихона Задонского, Ф. Тютчева.
Камерные сочинения:
- «Струнный квартет».
- «Шел солдат…»– фантазия на темы военных песен для скрипки и фортепиано.
- «Дуо-соната» для скрипки и альта.
- «Вечер на хуторе» для контрабаса и фортепиано.
- «На исходе Великой субботы» для фортепиано.
- «Соната» для альта и фортепиано.
- «Соната» для виолончели и фортепиано.
- «За гранью Марша» для скрипки соло.
- «Триединство» для флейты, скрипки, альта и виолончели.
Сочинения для русских народных инструментов:
- «Сюита» для баяна.
- «Сронила колечко» для балалайки соло.
- «Молитва» для домры соло.
- «Эх ты, Ваня» для балалайки соло.
- «Ргео» для балалайки соло.
- «Пассакалия» для балалайки и фортепиано.
- «Страдания» для балалайки и фортепиано.
- «Звонили звоны» для дуэта балалаек с фортепьяно.
- «На тему ВАСН» для альтовой домры соло.
- «Дуэттино» для балалайки и альтовой домры.
- «Считалочки», «Три зверолова», «На горизонтских островах», «Дождик», «Деревенский вечер», «Визит к королеве» для ансамбля балалаечников.
Пьесы для гитары соло:
- «Пастораль».
- Вальс «Старый Петербург».
- «Ритм улыбается».
- «Постскриптум» (по прочтении Солженицына).
- «Сентиментальный менуэт».
Музыка к спектаклям:
- «Чиполлино».
- «Под золотым орлом».
- «Иван-да-Марья».
- «Полоумный Журден».
- «Искремас».
Аранжировки и транскрипции:
- Глинка «Итальянский концерт, для фортепиано и струнного оркестра.
- Чайковский. III часть 6-й симфонии, для 2-х фортепиано в 8рук.
Для баса, виолончели хора и фортепьяно:
- Глинка «Венецианская ночь».
- Чайковский «Усни, печальный друг».
- Мусоргский «Видение».
- Рахманинов «Вокализ».
Основные сочинения: