Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяМузыковеды → Девуцкий Владислав Эдуардович

Девуцкий Владислав Эдуардович

Владислав Девуцкий

г. Воронеж

Музыковед, член Союза композиторов России с 1981 года, доктор искусствоведения (1998), профессор (1999), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2009)

В.Э. Девуцкий родился 4 сентября 1948 года в Воронеже. Окончил Воронежское музыкальное училище (1968) и теоретико-композиторский факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1973, класс профессора А.И. Хачатуряна и Р.Н. Берберова), там же аспирантуру (1978).

Сегодня он – крупный ученый-искусствовед, создатель теории музыкальной фразировки и оригинального стилистического курса гармонии. По его учебнику «Стилистический курс гармонии», содержащему новаторскую методико-педагогическую концепцию, учатся во многих музыкальных училищах и вузах страны. Своей главной задачей Владислав Эдуардович считает создание фундаментальных теорий, объединяющих в себе достижения в различных сферах науки и искусства. Его труды помимо музыкознания посвящены проблемам общей физики, механики, музыкальной акустики и семиотики. Ему принадлежат работы в области теоретической физики, новой алгебры неопределенных величин. Сейчас В.Э. Девуцкий интенсивно разрабатывает теоретические основы музыкальной драматургии, понимание которых необходимо самому широкому кругу музыкантов – дирижерам, исполнителям, музыковедам.

В.Э. Девуцкий – организатор нескольких крупных фестивалей и научных конференций в Воронеже: «К 125-летию С.В. Рахманинова», «К 300-летию создания Российскою Флота»», «100-летие Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей». Им подготовлены к публикации сборники трудов: «Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов», «Известия Воронежского Госпедуниверситета».

За сорок лет работы в Воронежском музыкальном училище имени Ростроповичей (с 1972) и тридцать пять – в Воронежской государственной академии искусств он воспитал сотни музыкантов, многие из которых стали лауреатами профессиональных конкурсов, заслуженными артистами, кандидатами искусствоведения и доцентами, солистами концертных и хоровых коллективов. Им разработаны авторские программы по музыкально-теоретическим дисциплинам последнего поколения Госстандарта.

В.Э. Девуцкий является автором нескольких хоровых циклов, успешно исполнявшихся в Воронеже и других городах, он стал одним из победителей городского конкурса на создание гимна Воронежа.

Будучи одним из ведущих музыкантов, формирующих интеллектуальный облик нашего города, надежный и безотказный член регионального музыкального сообщества, В.Э. Девуцкий активно участвует во многих масштабных культурных событиях – всероссийских и международных научных конференциях, заседаниях и выездных пленумах Секретариата Союза композиторов России, является членом жюри всероссийских, областных и зональных конкурсов.

Список трудов В.Э. Девуцкого

  1. О понятии относительной метроритмической весомости музыкальных элементов и некоторых способах её количественного определения [Текст] // Вопросы музыкального анализа: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных, вып. 36. – М., 1976. – С. 89-129.
  2. О драматургической роли фразировки в сонатной форме Бетховена [Текст] // Черты сонатного формообразования: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных, вып. 36. – М., 1978. – С. 42-67.
  3. Соцветия юных талантов [Текст]: [о концерте хоровых коллективов ДМШ] // Коммуна. – 1979. – 22 апр.
  4. Точные масштабные отношения в музыкальной форме [Текст] // Проблемы музыкальной науки, вып. 4. – М.: Композитор, 1979. – С. 285-305.
  5. Интересные и разные [Текст]: (Молодые в музыке) // Молодой коммунар. – 1980. – 10 янв.
  6. Музыкант, педагог, человек [Текст]: Воронежские штрихи к портрету Д. Б. Кабалевского // Коммуна. – 1980. – 24 февр.
  7. Песня русская, воронежская [Текст]: новая программа Гос. рус. нар. хора // Коммуна. – 1980. – 26 июля.
  8. Письма из городов. Воронеж [Текст]: [55 сезон Воронежской государственной филармонии] // Советская музыка. — 1980. — № 2 – С. 56-57.
  9. Познание красоты [Текст]: [о воронежском композиторе Л. Чернышеве] // Коммуна. – 1980. – 27 авг.
  10. Слушая время [Текст]: с пленума воронежских композиторов /Л. Крупина, Т. Иванова // Коммуна. – 1980. – 14 дек.
  11. Воронеж [Текст]: (на композиторских пленумах) // Советская музыка. – 1981. – №4 – С. 122-123.
  12. Диапазон композитора [Текст]: (о творчестве Б. Д. Выросткова) // Коммуна. – 1981. – 11 авг.
  13. О бинарной природе ладотональных тяготений [Текст] // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: сб. тр. Вып. 63. – М., 1982. – С. 5–13.
  14. Приобщение к песне [Текст]: [о самодеятельном сельском хоре села Н. Лиман] // Коммуна. – 1983. – 12 авг.
  15. Диапазон композитора [Текст]: [о воронежском композиторе Б. Д. Выросткове] // Коммуна. – 1984. – 11 авг.
  16. Дифференцированный курс гармонии [Текст] // Советская музыка. – 1985. – № 8 – С. 76-78.
  17. Особенности фразировки в музыке [Текст]: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» (специальность 17.00.02 Музыковедение) / М-во культуры РСФСР ; Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. – М.: ГМПИ, 1987. – 40 с.
  18. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? [Текст]: [«Круглый стол»] // Советская музыка. – 1988. – № 11 – С. 90-91.
  19. Проявление контраста в музыке [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ин-т искусств ; отв. ред. Е. Б. Трембовельский [и др.]; вступ. ст. Н. В. Белянской . – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. – 147 с.
  20. Роль системы контрастов в воплощении драматургического замысла Шестой симфонии Н. Я. Мясковского [Текст] // Проявление контраста в музыке: межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. – С. 130-146.
  21. Алмаз без оправы [Нужен ли Воронежу камерный хор института искусств?] // Коммуна. – 1989. – 10 февр.
  22. Нести радость людям [Текст] // Советская музыка. 1989.-№5. С. 64-67.
  23. О синкретических терминах теории ладогармонического языка [Текст] // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. Вып. 7. – М.: Композитор, 1989. – С. 290-311.
  24. Застывший музыкальный календарь [Текст] (Почему в наш почти миллионный город перекрыт доступ эстетического «кислорода») // Коммуна. – 1989. – 8 июля.
  25. Иллюзорный мир сольфеджио [Текст]: [диалог преподавателей ВГИИ о воспитании современного интонационного слуха] // Советская музыка. 1990.-№ 8. С. 105-107 [Совместно с О. Шепелем].
  26. Интервальные таблицы трёх- и четырехзвучных аккордов: метод. пособие. –Воронеж, 1992. – 38 с.
  27. О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокального сочинения (на примере песен М. П. Мусоргского) [Текст] // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. – Воронеж, 1992. – С. 102-120.
  28. Частица жизни в нас [О камерном хоре ВГИИ] // Воронежский курьер. – 1992. – 3 июня.
  29. К тайнам движения [Текст].— Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1993. – 158 с.
  30. Стилистический курс гармонии [Текст]: учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1994. – 363 с.
  31. Книга о баянном искусстве // Народник. – 1996. – № 2 – С. 22-23.
  32. Точное измерение музыкальных интервалов [Текст]: науч. разраб. – Воронеж, 1998. – 15 с.
  33. Постигая искусство классиков [Всерос. конкурс юных композиторов. Воронеж, 2000 г.] // Музыкальная академия. – 2001. – №1. – С. 127-128.
  34. Хрестоматия по хоровому (ансамблевому) сольфеджио [Ноты]: учеб. пособие для студентов муз. училищ и вузов. – М.: Композитор, 2003. – 79 с. [Совместно с О. В. Девуцким].
  35. О радиальных движениях электронно-протонных ансамблей [Текст]. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – 35 с. [Совместно с А. С. Потаповым].
  36. Отделение теории музыки Воронежского музыкального училища имени Ростроповичей // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: сб. ст. – Воронеж, 2004. С. 6-7.
  37. Проблемы музыкознания на современном этапе [Текст] // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: сб. ст. – Воронеж, 2004. С. 8-11.
  38. Общие вопросы анализа музыкальной драматургии [Текст] // Известия Воронежского госуниверситета Т. 255, Музыка: сб. науч. тр. – Воронеж, 2005. С. 5-20.
  39. Особенности драматургии в классической и романтической музыке конца XVIII-XIX веков [Текст]: учеб. пособие / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ; Федер. агенство по культуре и кинематогр.; ВГАИ, Каф. истории и теории музыки. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 55 с.
  40. Предисловие // Известия Воронежского госуниверситета Т.255 Музыка. Воронеж: ВГПУ, 2005. С. 3-4.
  41. Музыка как память сердца [Текст] [о М. Носыреве ] // Коммуна. – 2006. – 4 апр.
  42. О трёх разновидностях художественной информации [Текст] // Музыкальная семиотика: сб. ст. Астрахань, 2006. С.19-24.
  43. Преломление принципа линейного формообразования в русской классической музыке [Текст] // Болховитиновские чтения. Музыкальное искусство в контексте современной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 2007. С. 71-72.
  44. Загадка двух ре [Текст] // Музыкальная академия. – 2008. №1. С. 151-153.
  45. Семантические и художественно-эстетические качества «ошибок гармонии» в классической музыке // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в сред. спец. учеб. заведениях): сб. ст. – Воронеж, 2008. С. 211-221.
  46. Бах, Иоганн Себастьян. Избранные прелюдии и фуги [Ноты]: перелож. для хора или вокального ансамбля: учеб.-метод. пособие: вып. 1. – М.: Композитор, 2009. – 99 с. [Совместно с О. В. Девуцким].
  47. Обнимая необъятное // Музыкальная академия. 2009. № 4. С. 106-107.
  48. Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. Уфа: Уфимск. гос. акад. искусств им. З. Исмагилова, 2010. – №2 (7). С. 32-38.
  49. Джаз и Скрябин [Текст] // Болховитиновские чтения-2011. Русское искусство в мировом художественном процессе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (10-12 ноября 2011 года). – Воронеж: Наука-ЮНИ-ПРЕСС, 2011. – С. 49-55.
  50. Программы по музыкально-теоретическим дисциплинам [Текст]: («Гармония»), («Современная гармония») для специальности 073002. «Теория музыки» среднего профессионального образования / Воронеж. гос. акад. искусств; Воронеж. муз. колледж им. Ростроповичей. – Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2011. – 55 с.
  51. Музыкальная фразировка: теория и исполнительская практика [Текст] // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание. – М.: Гос. класс. акад. им. Маймонида, 2012. С. 16-21.
  52. Особенности драматургического решения Первой симфонии Густава Малера [Текст] // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Астрахань: Астрах. гос. консерватория, 2012. С. 184-198
  53. Первая симфония Густава Малера [Текст]: особенности музыкально-драматургической концепции // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. акад. искусств им. З. Исмагилова, 2012. №1(10). С. 142-149.
  54. Тайнопись шедевров классической музыки [Текст] // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. – М.: Гос. класс. акад. им. Маймонида, 2012. С. 51-56.
  55. Концепция Второй симфонии Густава Малера: на пересечении романтических и модернистских тенденций [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. акад. искусств им. З. Исмагилова, 2013. – № 2 (13). – С. 168-178.
  56. Нести радость людям [Текст] // Олег Александрович Шепель: юбил. сб. – Воронеж: ВГАИ, 2013. С. 22-31.
  57. Семантика выразительных средств европейской классической музыки (о разомкнутых тональных планах) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. – М.: Гос. класс. акад. им. Маймонида, 2013. С. 184-192.
  58. Бесконечность или неопределённость? // Вопросы философии. – 2014. – № 11. – С. 41-51.
  59. Всем изучающим гармонию [Ноты]: Образцы решения популярных гармонических задач: учеб.-метод. пособие. – Москва: Композитор, 2014. – 82 с. [Совместно с О. В. Девуцким].
  60. О Диссертационном совете Саратовской государственной консерватории [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. акад. искусств им. З. Исмагилова, 2014. – №1 (14). – С. 91-92.
  61. Ранние симфонии Густава Малера [Текст]: На пересечении романтических и модернистских тенденций. – Deutschland, Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 82 с.
  62. Современные аспекты трактовки итальянского хроматического мадригала [Текст] // Дирижёрско-хоровое образование: Традиции и современность. – М.: Моск. гос. консерватория, 2014. – С.
  63. Особенности тембровой драматургии Третьей симфонии Густава Малера [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. акад. искусств им. З. Исмагилова, 2015. №1 (18). С. 108-119.
  64. Три трагедийные линии русского симфонизма ХХ столетия: Николай Мясковский, Дмитрий Шостакович, Михаил Носырев // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сб. тр. Междунар. науч. конф. 13-18 апреля 2015 года. – М.: Liteo, 2015. С. 140-144.
  65. Абсолютный миф о структурной модели атома // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 2. М.: Междунар. исслед. организация «Cognitio», 30.09.2016. С. 70-75.
  66. Вселенская мистерия 1906 года: духовная концепция Восьмой симфонии Густава Малера [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. ин-т искусств им. З. Исмагилова, 2016. № 2 (23). С. 97-107.
  67. Древнегреческий миф евклидовой геометрии // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 2. М.: Междунар. исслед. организация «Cognitio», 30.12.2016. С. 115-121.
  68. Мистерийная концепция Восьмой симфонии Густава Малера [Текст] // Болховитиновские чтения-2015. Человек в искусстве: в поисках национальной идентичности: материалы междунар. науч. конференции (7-8 декабря 2015 года). – Воронеж: ВГИИ, 2016. С. 50-56.
  69. Мистическая подоплёка интегрально-дифференциального исчисления // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 2. – М.: Междунар. исслед. организация «Cognitio», 30.11.2016. С. 89-97.
  70. Миф о бесконечности // Evolutio. Естественные науки. – М.: Evolutio, 2016. С. 23-27.
  71. Мифологические основания теории электричества // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 2. – М.: Междунар. исслед. организация «Cognitio», 31.08.2016. С. 48-55.
  72. Мифологическое сознание в физике // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 3. – М.: Междунар. исслед. организация «Cognitio», 31.03.2016. С. 63-69.
  73. Образно-эмоциональные и знаково-символические свойства плагальной гармонии [Текст] // V Болховитиновские чтения: Музыкальное искусство в контексте современной культуры: материалы Всерос. науч.-практич. конф. (25-27 октября 2012 года). – Воронеж: ВГИИ, 2016. С. 73-81.
  74. Самый раскрученный миф классической физики – энергия // Актуальные проблемы науки XXI века, ч. 2. – М.: Междунар. исслед. орг. «Cognitio», 31.05.2016. – С. 154-159.
  75. Средства передачи эмотивной информации в музыке [Текст] // VI Болховитиновские чтения: Искусство в контексте современной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-7 ноября 2013 года). – Воронеж: ВГИИ, 2016. – С. 156 -161.
  76. Гармония и аранжировка // Духовный мир искусства. От личности к цивилизации. – Воронеж: ВГИИ, 2017. – С. 58-67.
  77. Мифы экономической теории и практики // Актуальные проблемы науки XXI века. – М.: Междунар. исслед. организация «Cognito», 28.02.2017. С. 74 — 80.
  78. Осцилляционные процессы мега- и микромира как предтечи музыкальной гармонии // Космос как мирочувствие: искусство, культура, наука, история: материалы межвуз. науч. конф., посвященной 55-летию космического полета Юрия Гагарина и Дню космонавтики (г. Воронеж, 12 апр. 2016 г.). – Воронеж: Изд-во Алейникова, 2017. – С. 11-16.
  79. 100-летию русских революций. Шестая симфония Н. Я. Мясковского как трагическая летопись русской революции // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. – М.: Гос. класс. акад. им. Маймонида, 2017. – С. 101-108.
  80. Многоцветье европейского хроматизма [Текст] // Музыковедение. – 2018. – № 2. – С. 15-24.
  81. Эмоциональная палитра музыки как семантическая система [Текст] // Проблемы музыкальной науки: Рос. науч. спец. журнал. – Уфа: Уфимск. гос. ин-т искусств им. З. Исмагилова, 2018. № 4. – С. 15–27.
  82. Кризис и демонтаж тональной концепции в поздних сонатах Александра Скрябина [Текст] // Музыковедение. 2018. – № 12. – С. 12-25.
  83. Бах или Джезуальдо? // Старинная музыка. 2020. – № 1. – С. 26–35 (в соавторстве с Н. К. Казарян).
  84. Тональный план произведения как стратегический компонент музыкальной драматургии Нового времени // Музыковедение. 2020. – № 4. – С. 26–41.
  85. Программность и семантический анализ музыкальных сочинений // Музыковедение. 2021. – № 1. – С. 8–24.
  86. Соприкосновение с уникальной личностью // Музыкальное искусство в контексте современной культуры. – Воронеж, 2021. – С. 11–23 (в соавторстве с Н. К. Казарян).
  87. Полисемантическая природа фабульного мышления Фридерика Шопена // Музыкальное искусство в контексте современной культуры. – Воронеж, 2021. – С. 78–94.
  88. О принципиальном несходстве семантического восприятия музыки любителями и профессионалами: прогнозы потенциального сближения // Музыковедение. 2021. – № 11. – С. 34–46.
  89. Принципы линейности и фроттольной куплетности: от XVI до XX века // Старинная музыка. 2022. – № 2. – С. 8-20.
  90. Мастерство артикуляции и искусство музыкальной фразировки // Музыкальная академия. – 2022. – № 3. – С.
  91. Архитектоническое совершенство шедевра: Шестая симфония Петра Чайковского в зеркале чисел // Музыковедение, 2023, № 8, с. 18 – 27.

Работы под редакцией: 

       1. Геннадий Ставонин (1935-1995): мемориальный концерт: программа / под ред. В. Э. Девуцкого – Воронеж, 1996. – 7 с.
2. Музыкальное искусство в контексте современной культуры [Текст]: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. (27-28 окт. 2004 г.) / науч. ред. В. Э. Девуцкий; Воронеж. муз. уч-ще им. Ростроповичей; Воронеж. Гос. акад. искусств, Метод. кабинет учрежд. искусств. – Воронеж, 2004. – 103 с.
3. Известия Воронежского гос. пед. университета, Т. 255. Музыка: сб. науч. тр. / ред. кол. В. Э. Девуцкий [и др.]. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 158 с.
4. Музыкальное искусство в контексте современной культуры [Текст]: совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в сред. спец. учеб. заведениях): сб. ст. / Упр. культуры Воронеж. обл., Воронеж. муз. колледж им. Ростроповичей, ВГАИ; науч. ред. В. Э. Девуцкий. – Воронеж: Издательский дом Алейниковых, 2008. – 353 с.

Неопубликованные работы: 

  1.  Материалы к учебному пособию по курсу гармонии на исполнительских отделениях вуза. Мелодизация музыкальной ткани в классической гармонии [Текст]. – Воронеж. – 1980. – 81 с. – Рукопись.
  2. Методика изучения фразировки в курсе анализа музыкальных произведений [Текст]. – Воронеж: Б. и., 1978. – 44 с. – Рукопись.
  3. Нетерцовые системы гармонии [Текст]: учеб. пособие по курсу гармонии. – Воронеж: Б. и., Б. г. – 46 с. – Рукопись.
  4. Применение понятия относительной весомости музыкальных элементов для решения некоторых проблем музыкального анализа [Текст]: автореф. дис… канд. искусствоведения / МГПИ им. Гнесиных. – М., 1980. – 25 с.
  5. Теория музыкальной фразировки [Текст]: автореф. дис… докт. искусствоведения / М-во культуры РФ; Гос. ин-т искусствознания. – М., 1997. – 27 с.
  6. Теория фразировки [Текст]. – Воронеж, 1981. – 60 с. – Рукопись.
  7. Учебное пособие по гармонии [Текст]. – Воронеж: Б. и., Б. г. – 36 с. – Рукопись.
  8. Фразировочная драматургия в сонатах С. Прокофьева [Текст]. – Воронеж, 1982. – 60 с. – Рукопись.
  9. Драматургические основы классической сонатной формы.[Текст]. – Воронеж, 1983. – 20 с. – Рукопись.
  10. Аттактерная модель художественного восприятия. [Текст]. – Воронеж, 1984. –10 с. – Рукопись.
  11. Обучать музыкальному содержанию. [Текст]. – Воронеж, 1986. – 21 с. – Рукопись.
  12. Драматургические принципы романтической музыки. [Текст]. – Воронеж, 1987. – 22 с. – Рукопись.
  13. Драматургические основы «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. [Текст]. – Воронеж, 1988. – 22 с. – Рукопись.
  14. Общие вопросы анализа музыкальной драматургии. [Текст]. – Воронеж, 2003. – 20 с. – Рукопись.

Сочинения для хора:

  1. «Литургическая поэма» (в 4-х частях).
  2. «Поэма о прекрасном» (в 4-х частях).
  3. «Partita dolcissima» (в 4-х частях).
  4. «Ave Maria».
  5. «Элегия».