Надеждин Игорь Борисович
г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года. Лауреат областной липецкой премией имени Москаленко (2001)
И.Б. Надеждин родился 23 ноября 1944 года в г. Ташкент. Его отец, Борис Надеждин – композитор, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, профессор по классу композиции Ташкентской консерватории, мать – преподаватель фортепиано в музыкальной школе при Дворце пионеров. В доме постоянно звучала музыка – отец занимался со студентами, а остальное время сочинял или играл произведения Шопена, Чайковского, Скрябина, Грига, Равеля, Дебюсси и других композиторов. Неудивительно, что первое свое произведение ребенок создал в шесть лет. Его записал отец, так как сам юный композитор еще не знал нотной грамоты…
В 1951 году, поступив в общеобразовательную школу, Надеждин-младший был принят в класс фортепиано Специальной музыкальной школы имени В. Успенского при консерватории. С 1958 года совместно с другими учащимися музыкальной школы посещал уроки композиции у своего отца, после смерти которого в 1961 году совместно с другими учениками продолжил занятия у бывшего воспитанника Б. Надеждина – композитора Б. Гиенко.
По окончании сцецшколы в 1962 году И.Б. Надеждин поступил в Ташкентскую консерваторию им. М. Ашрафи на композиторский факультет, со второго курса был призван на службу в армию. Пройдя курс молодого бойца в Туркменском городе Мары, был переведен в Ташкент, в Оркестр штаба Туркестанского Военного Округа в качестве концертмейстера, библиотекаря и исполнителя на духовых инструментах. И параллельно, с 1964 года продолжил занятия на заочном отделении консерватории. Третий курс завершить не удалось, так как весенние экзамены были отменены из-за страшнейшего Ташкентского землетрясения 1966 года. По окончании армейской службы И.Б. Надеждин был принят переводом на второй курс Московской консерватории в класс Е.К. Голубева.
Всю жизнь хранит композитор благодарную память о своих консерваторских учителях – Ю. Холопове (анализ музыкальных форм и музыкально-теоретические системы), И. Нестьеве и Г. Краукслису (зарубежная музлитература), С. Розановой (русская музлитература). Чтение партитур он осваивал под руководством О. Чергейшвили, инструментовке учился у Ю. Фортунатова, полифонии строгого стиля – у В. Агафонникова, фортепиано – у Н. Судзан. Два года обучения в Московской консерватории – и возвращение домой, в Ташкентскую консерваторию, которую окончил в 1970 году. Получив диплом, композитор все-таки снова уехал в Россию.
Все эти годы не прекращалась интенсивная творческая работа И.Б. Надеждина. Ко времени переезда в Елец Липецкой области, где он до 2007 года работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном училище (впоследствии Елецком государственном колледже искусств им. Т. Хренникова), композитором уже создано несколько симфонических сочинений, включая Концерт для фортепиано с оркестром, хоровые опусы, среди которых «Русь» и «Зима» на стихи И. Никитина, оратория «Эрнст Неизвестный» на текст А. Вознесенского, а также впечатляющее количество камерно-инструментальной музыки. В особенности много создано для фортепиано, как в сочетании с другими инструментами, так и для солирующего. В числе этих опусов: «Баллада» для кларнета и фортепиано, «Скерцо» для кларнета и фортепиано, «Соната-поэма» для скрипки и фортепиано. «Экспромт памяти С. Рахманинова» для фортепиано, «Дивертисмент в стиле Стравинского» для двух фортепиано, появившиеся в этот период, обозначили одну из особенностей творчества композитора и пианиста – создание уникальных стилистических импровизаций.
В Ельце И.Б. Надеждин активно действует на стезе музыкального просветителя и педагога. С 1974 года, став членом общества «Знание», он читал лекции о музыке, неоднократно награждался благодарственными письмами и почетными грамотами администрации Ельца и Управления культуры Липецкой области. Как педагог И.Б. Надеждин разработал и применил на практике ряд пособий по теории, гармонии, музыкальной литературе, создал звуковое пособие по сольфеджио. Используя свою фонотеку, записал для музучилища фонохрестоматию для всех курсов (около шестидесяти аудиокассет), проводил сольные концерты из своих сочинений, а также с импровизациями в стилях разных композиторов в Ельце, Липецке, Воронеже, Подмосковье. С 2007 года его педагогическая деятельность продолжилась в елецкой Детской музыкальной школе № 1.
При этом интенсивность композиторской работы И.Б. Надеждина не снижается. Им созданы каденции к фортепианным концертам Моцарта и Бетховена; сочинения для фортепиано («Диалоги», «Афоризмы», «Символы», «Звуковое пространство № 1»), пьесы для баяна, опусы для медных и деревянных духовых, клавесина, гитары, ударных инструментов, водевиль по пьесе Ф. Кони. Музыка для фортепиано и оркестра народных инструментов, «Conversio» для струнного квартета и «Посвящение музыке» для ансамбля виолончелистов.
В 2001 году И.Б. Надеждин стал членом Воронежской композиторской организации Союза композиторов России. В этом же году награжден областной липецкой премией имени Москаленко.
в 4 декабря 2019 года в рамках Всероссийской научной конференции«ХII Болховитиновские чтения», И.Б.Надеждин провел мастер-класс в ВГИИ на тему: «Импровизация в стилях».
Композитор стремится тщательно выверять каждое свое сочинение и никогда не останавливаться на достигнутом. Его творческое кредо – находить новое, необычное, интересное и яркое в музыкальной форме, языке, способе воплощения творческой идеи. Однако, говорит он, без крайностей, так как музыка всегда должна оставаться музыкой.
Основные сочинения И.Б. Надеждина
Симфонические сочинения:
- Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть /№ 66/.
- Концерт для фортепиано с оркестром, одночастный /№ 67/.
- Симфония для оркестра в 4-х частях (1961) /№ 68/.
- «Концертино» для фагота, струнного оркестра и ударных инструментов (1964) /№ 72/.
- Четыре пьесы для большого струнного оркестра (1967) /№ 82/.
- «Музыка для оркестра» (1968) /№ 85/.
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром в 3-х частях (1970) /№ 87/.
Сочинения для оркестра русских народных инструментов:
1. «Музыка для фортепиано и оркестра народных инструментов» (1993) /№ 127/.
Сочинения для театра:
1. «Принц с хохлом, бельмом и горбом» – водевиль по пьесе Ф. Кони (1994) № 128.
Камерно-вокальные сочинения:
- «Я совсем не маленький» – детская песня /№ 12/.
- Песня о французских школьниках на французском языке /№ 13/.
- «Весенние воды» на стихи Ф.Тютчева – романс для женского голоса и фортепиано /№ 24/.
- «Подснежник» на слова Р.Казаковой – романс для голоса и фортепиано (1961).
- «Светлая осень» на слова И.Надеждина – романс для женского голоса и фортепиано (1966) /№ 81/.
- «Подснежник» на слова Р.Казаковой – романс для тенора и фортепиано (1968) /№ 84/.
Хоровые сочинения:
- «Осень» на слова В. Левченко (до 1962).
- «Осень наступила» на слова А. Маркова – для смешанного хора /№ 55/.
- Два хора без сопровождения на стихи И. Никитина (1963): «Русь» /№ 70/ и С. Есенина «Зима» /№ 71/.
- «Эрнст Неизвестный» – оратория для солиста, хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968-69) /№ 86/.
- «Отступит тьма» на слова А. Жарова – песня для солиста, хора и фортепиано (1984) /№ 114/.
- «Solmia regis» для смешанного хора без сопровождения (2006) /№ 141/.
- «Вокализ-вариации» для смешанного хора без сопровождения (2009) /№ 142/.
- «Улетайте, в небо, звуки» на стихи А. Кольцова для смешанного хора без сопровождения (2011) /№ 143/.
Камерно-инструментальные сочинения:
- Пьеса для скрипки и фортепиано /№ 3/.
- Пьеса для виолончели и фортепиано /№ 9, не окончена/.
- Пьеса для кларнета и фортепиано /№ 11/.
- Пьеса для скрипки и фортепиано /№ 16/.
- Три пьесы для фортепиано /№ 17, № 18/, «На детской площадке», /№ 19/.
- «Поэма» для скрипки и фортепиано /№ 41/.
- «Колыбельная» для скрипки и фортепиано /№ 48/.
- «Квартет» для двух скрипок, альта и виолончели в 3-х частях (1962-63) /№ 69/.
- «Баллада» для кларнета и фортепиано (1964) /№ 73/.
- Пьеса для флейты соло (1964) /№ 74/.
- Этюд для скрипки соло (1964) /№ 75/.
- «Скерцо» для кларнета и фортепиано (1964) /№ 76/.
- «Соната-поэма» для скрипки и фортепиано (1965) /№ 77/.
- Две пьесы для баяна (1971): «Протяжная» /№ 90/ и «Плясовая» /№ 91/.
- Пьеса для гобоя соло (1973) /№ 95/.
- Пьеса для двух кларнетов (1974) /№ 96/.
- Пьеса для гобоя и кларнета (1974) /№ 97/.
- Пьеса для тромбона соло (1975) /№ 98/.
- Пьеса для трех тромбонов (1977) /№ 104/.
- Пьеса для трубы и фортепиано (1978) /№ 105/.
- Пьеса для двух тромбонов и фортепиано (1979) /№ 106/.
- Пьеса для фагота и фортепиано (1980) /№ 107/.
- Пьеса для флейты, гобоя и кларнета (1980) /№ 108/.
- Две пьесы для виолончели и фортепиано (1982): «Адажио» /№ 109/ и «Рондо-пассакалья» /№ 110/ .
- Две пьесы для кларнета и фортепиано (1982): «Размышление» /№ 111/ и «Гротеск» /№ 112/.
- Пьеса для четырех балалаек (1983) /№ 113/.
- Пьеса для трубы соло (1986) /№ 120/.
- Пьеса для тубы и тромбона (1987) /№ 121/.
- Пьеса для трубы, тромбона и фортепиано (1988) /№122/.
- Пьеса для ударных (1989) /№123/.
- Пьеса для фортепиано и ударных (1989) /№ 124/.
- Пьеса для тромбона и ударных (1990) /№ 125/ .
- Пьеса для двух флейт (1995) /№ 129/ .
- Пьеса для флейты и фортепиано (1996) /№ 130/ .
- Пьеса для двух ударников (2001) /№ 136/.
- Пьеса для двух ударников и фортепиано (2002) /№ 137/ .
- Пьеса для гитары (2003) /№ 138/.
- Пьеса для гитары и фортепиано (2003) /№ 139/.
- Две пьесы для гитары и клавесина (2004) /№ 140/.
- «Conversio» для струнного квартета (2012) /№ 146/.
- «Посвящение музыке» для ансамбля виолончелистов (2013) /№ 147/.
Фортепианные сочинения:
- Пьеса для фортепиано «Солнце заходит» (1950) /№ 1/.
- Две пьесы для фортепиано /№ 2, № 3/.
- Четыре пьесы для фортепиано /№ 5, № 6, № 7 «Канон», № 8 «Полька»/.
- Две пьесы для фортепиано /№ 14, № 15 «Кукушка»/.
- Четыре пьесы для фортепиано: «Пастушья дудочка» /№ 20/, «Скерцо» /№ 21/, «Марш» /№ 22/, «Колыбельная» /№ 23/.
- Две пьесы для фортепиано: «Задумчивый вальс» /№ 25/ и «Колыбельная» / № 26/.
- Пять пьес для фортепиано /№ 27, № 28 «Мазурка», № 29, № 30, № 31 «Баркарола»/
- Семь пьес для фортепиано /№№ 32-38/.
- Две пьесы для фортепиано: «Мазурка» /№ 39/ и «Прелюдия» /№ 40/.
- Две пьесы для фортепиано: «Прелюдия /№ 42/ и «Мазурка» /№ 43/ «Экспромт памяти С. Рахманинова» для фортепиано /№ 44/.
- Три пьесы для фортепиано /№ 45«Ноктюрн», № 46, № 47 «Прелюдия»/
- Шесть пьес для фортепиано /№ 49, № 50 «Танец», № 51 «Вариации на народную тему», № 52, 53, 54/.
- Пять пьес для фортепиано /№ 56, № 57, № 58 «Легенда», № 59, № 60/.
- Две пьесы для фортепиано /№ 61, № 62 «Прелюдии»/.
- Три пьесы для фортепиано /№ 63, № 64, № 65 «Ноктюрн»/.
- Две прелюдии для фортепиано (1966): «Хорал» /№ 78/ и «Речитатив» /№ 79/.
- «Оцепенение» для фортепиано (1966) /№ 80/.
- «Дивертисмент в стиле Стравинского» для двух фортепиано (1967) /№ 283/.
- Каденция к фортепианному концерту № 23 Моцарта (1971) /№ 88/.
- Каденция к фортепианному концерту № Бетховена (1971) /№ 89/.
- «Диалоги» – три пьесы для фортепиано (1972) /№№ 92-94/.
- «Символы» – пять пьес для фортепиано (1976) /№№ 99-103/.
- «Афоризмы» – пять пьес для фортепиано (1985) /№№ 115-119/.
- «Элегическая мелодия» по прочтении стихотворения В. Трубицина «Осень в Ельце» для фортепьяно (1993) /№ 126/.
- «Звуковое пространство № 1» для фортепиано (1998) /№ 131/.
- Две пьесы для клавесина (1999) /№№ 132-133/.
- Две пьесы для фортепиано (2000) /№№ 134-135/.
Интернет-ссылки на произведения И.Б.Надеждина:
1. «Посвящение музыке» ( 2014) — https://youtu.be/P_HhQPMCr9E
2. «Cоnversio» (2012) — https://www.youtube.com/watch?v=5BDNA8CsgB8