Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяКомпозиторы → Рукавицын Павел Олегович

Рукавицын Павел Олегович

Павел Рукавицын

г. Воронеж

Композитор, член Союза композиторов с 2006 года, лауреат IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010), лауреат III степени Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию Т.Н. Хренникова в номинации «Музыка для оркестра русских народных инструментов» (2013)

П.О. Рукавицын родился 24 декабря 1971 года в г. Воронеж. Будучи человеком творческим и многообразно одаренным, в музыку он пришел не сразу. По окончании в 1993 году факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета П.О. Рукавицын был приглашен остаться на университетской кафедре в качестве педагога, где восемь лет преподавал английскую филологию, пройдя языковую стажировку в Великобритании. Одновременно работал переводчиком и в течение восьми лет руководил Молодежным театром Воронежского государственного университета «Заповедник гоблинов».

Занятия композицией начал еще в музыкальной школе. Внутренняя потребность совершенствовать композиторское мастерство заставила его резко изменить сферу деятельности, и в 2001 году, оставив работу в университете, П.О. Рукавицын поступает в Харьковский государственный институт искусств им. И.П. Котляревского, который оканчивает в 2005 году по классу композиции И.А. Гайденко. В качестве дипломного сочинения он представил «Одесскую рапсодию» для симфонического оркестра. Это необычное по форме произведение, неоднозначно воспринятое госкомиссией, впоследствии неоднократно и с успехом исполнялось в филармонических концертах в Воронеже.

В 2006 году П.О. Рукавицын становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. К этому времени им созданы мюзиклы «Огненный ангел» по роману Валерия Брюсова и «Нострадамус», Концерт для фагота с оркестром «Hiеr stehe ich…», сочинение для камерного оркестра «Sincerely Yours» (подарок Н. Лосевой), Концерт № 2 для оркестра русских народных инструментов «Неторопливое», Соната для симфоническою оркестра с солирующей скрипкой «А Paulina».

Особая сфера творческих интересов П.О. Рукавицына – камерно-вокальные сочинения, преимущественно циклы на стихи западноевропейских поэтов. Интересно, что в вокальном цикле на стихи португальского поэта Мануэла Марии Барбозы ду Бокаже «Desfeito im vento» композитор использовал тексты на языке оригинала. В их числе: «Печальные песни» на слова У. Блейка, «Рассказы о самом себе» на сонеты Ж. дю Белле, «Конец пути» на тексты Л. Камоэнса; песни и романсы на стихи Дж. Чосера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Верлена, Э. По, Р. Киплинга, М. Эминеску. Многие сочинения любимы исполнителями и публикой разных поколений, записаны в фонд Воронежского радио.

Композитор убежден – музыкальное сочинение должно быть понятно слушателю. Это отнюдь не приводит к упрощению языка и формы его сочинений. Он свободно использует арсенал современных выразительных средств, выбирая для себя наиболее существенные и важные для конкретного сочинения «инструменты», экспериментируя с ними, сопрягая их в различных сочетаниях.

Сегодня П.О. Рукавицын пишет музыку практически во всех жанрах – от академических до популярных. Но очевидным творческим приоритетом для него является создание музыки к драматическим спектаклям. Большой интерес к театральному делу, продолжительное руководство студенческим театром привели его, в конце концов, на театральный факультет того же Харьковского государственного университета искусств (такое название к тому времени получил Харьковский институт искусств), и в 2008 году он присовокупил к вузовским дипломам преподавателя, переводчика и композитора диплом режиссера драматического театра. П.О. Рукавицыным поставлено около полутора десятков спектаклей в любительских и профессиональных театрах России и Украины, как правило, с собственным музыкальным оформлением. Необходимость творческой самореализации заставила П.О. Рукавицына в конце 2000-х годов покинуть родной город. Некоторое время он работал в Харькове, а с 2011 года является главным режиссером Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (г. Новочеркасск Ростовской области), где продолжает работать и над музыкой к новым спектаклям.

Основные сочинения П.О. Рукавицина

Музыкальный театр:

  1. «Огненный ангел», мюзикл в 2 актах по роману Валерия Брюсова. Либретто Дмитрия Курилова, Павла Рукавицына и Дмитрия Куликова. Тексты песен Дмитрия Курилова.
  2. «Нострадамус», мюзикл в 2 актах. Пьеса Дмитрия Курилова и Павла Рукавицына. Тексты песен Дмитрия Курилова.

Симфоническая музыка:

Для оркестра:

  1. «Svmphonia sine herois» для большого симфонического оркестра в двух частях.
  2. «Mockinpott-suite» для оркестра в 4 частях (из музыки к спектаклю).
  3. «Одесская рапсодия», дипломное сочинение для оркестра.
  4. Увертюра к итальянской комедии для оркестра.

Для солистов с оркестром:

  1. «Hier stehe ich…», концерт для фагота и большого симфонического оркестра в 4 частях.
  2. «A Paulina», соната для оркестра с солирующей скрипкой.
  3. «О fim do caminho», кантата на стихи Луиса де Камоэнса для голоса и симфонического оркестра. На португальском языке.

Для камерного оркестра:

«Sincerely Yours», подарок Наталье Лосевой для фортепиано, клавесина, струнного оркестра, колокольчиков и колоколов.

Для оркестра русских народных инструментов:

  1. «Ливинг ля вида лока», первый концерт для оркестра русских народных инструментов.
  2. «Неторопливое», второй концерт для оркестра русских народных инструментов.
  3. Увертюра к итальянской комедии, версия для оркестра русских народных инструментов.

Вокальная музыка:

  1. «Печальные песни», 5 набросков из поэзии У. Блейка для голоса и фортепиано
  2. «Рассказы о самом себе», 6 сонетов Ж. дю Белле в переводах С.Я. Бронина для голоса и фортепиано.
  3. «Конец пути», сонеты Л. В. де Камоэнса для голоса и фортепиано.
  4. «Desfeito ет vento», sonetos de Manuel Maria Barbosa do Bocage для голоса и фортепиано, на португальском языке.

Фортепианная музыка:

«Et iristesse..», соната в романтическом духе для фортепиано.

Музыка к спектаклям:

  1. «Момо» по мотивам сказки М. Энде.
  2. «Операция».
  3. «Как господин Мокинпотт избавился от своих злосчастий», музыка к спектаклю по пьесе П. Вайса.
  4. «Наследство», авторские обработки музыки различных композиторов.
  5. «Конец пути» по пьесе Р. Шерриффа.
  6. «Мандрагора» по пьесе Н. Макиавелли.
  7. «Осторожно, вирус!» по пьесе Д. Курилова.
  8. «Подвиги Геракла, или Как стать героем», оригинальная музыка и авторские обработки по пьесе Дм. Курилова, Дм. Куликова, П. Рукавицына и пр.
  9. «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина.
  10. «Дни Турбиных» по пьесе М.А. Булгакова.
  11. «Буратино», инсценировка И. Трубина.
  12. «Все мыши любят сыр» по сказке Д. Урбана.
  13. «По зеленым холмам океана» по сказке С. Козлова.
  14. «Не хочу быть собакой» по сказке С. Белова и С. Куваева.
  15. «Новогодний поросенок» по сказке Д. Голубецкого.

Песни:

  1. «The Songe of Aprille», стихи Дж. Чосера.
  2. «A Carol For Carol», стихи У. Шекспира.
  3. «Стансы для музыки», стихи Дж. Байрона.
  4. «Эльдорадо», стихи Э. А. По.
  5. «Доброй ночи», стихи М. Эминеску.
  6. «Вечерняя соната», стихи П. Верлена.
  7. «Mandalay», стихи Р. Киплинга.
  8. «Follow Me Оте», стихи Р. Киплинга.
  9. «In The Neolithic Age», стихи P. Киплинга.
  10. «The Sea and the Hills», стихи P. Киплинга.

Основные сочинения:

  1. Павел Рукавицын - Увертюра