Рукавицын Павел Олегович

г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов с 2006 года, лауреат IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010), лауреат III степени Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию Т.Н. Хренникова в номинации «Музыка для оркестра русских народных инструментов» (2013)
П.О. Рукавицын родился 24 декабря 1971 года в г. Воронеж. Будучи человеком творческим и многообразно одаренным, в музыку он пришел не сразу. По окончании в 1993 году факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета П.О. Рукавицын был приглашен остаться на университетской кафедре в качестве педагога, где восемь лет преподавал английскую филологию, пройдя языковую стажировку в Великобритании. Одновременно работал переводчиком и в течение восьми лет руководил Молодежным театром Воронежского государственного университета «Заповедник гоблинов».
Занятия композицией начал еще в музыкальной школе. Внутренняя потребность совершенствовать композиторское мастерство заставила его резко изменить сферу деятельности, и в 2001 году, оставив работу в университете, П.О. Рукавицын поступает в Харьковский государственный институт искусств им. И.П. Котляревского, который оканчивает в 2005 году по классу композиции И.А. Гайденко. В качестве дипломного сочинения он представил «Одесскую рапсодию» для симфонического оркестра. Это необычное по форме произведение, неоднозначно воспринятое госкомиссией, впоследствии неоднократно и с успехом исполнялось в филармонических концертах в Воронеже.
В 2006 году П.О. Рукавицын становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. К этому времени им созданы мюзиклы «Огненный ангел» по роману Валерия Брюсова и «Нострадамус», Концерт для фагота с оркестром «Hiеr stehe ich…», сочинение для камерного оркестра «Sincerely Yours» (подарок Н. Лосевой), Концерт № 2 для оркестра русских народных инструментов «Неторопливое», Соната для симфоническою оркестра с солирующей скрипкой «А Paulina».
Особая сфера творческих интересов П.О. Рукавицына – камерно-вокальные сочинения, преимущественно циклы на стихи западноевропейских поэтов. Интересно, что в вокальном цикле на стихи португальского поэта Мануэла Марии Барбозы ду Бокаже «Desfeito im vento» композитор использовал тексты на языке оригинала. В их числе: «Печальные песни» на слова У. Блейка, «Рассказы о самом себе» на сонеты Ж. дю Белле, «Конец пути» на тексты Л. Камоэнса; песни и романсы на стихи Дж. Чосера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Верлена, Э. По, Р. Киплинга, М. Эминеску. Многие сочинения любимы исполнителями и публикой разных поколений, записаны в фонд Воронежского радио.
Композитор убежден – музыкальное сочинение должно быть понятно слушателю. Это отнюдь не приводит к упрощению языка и формы его сочинений. Он свободно использует арсенал современных выразительных средств, выбирая для себя наиболее существенные и важные для конкретного сочинения «инструменты», экспериментируя с ними, сопрягая их в различных сочетаниях.
Сегодня П.О. Рукавицын пишет музыку практически во всех жанрах – от академических до популярных. Но очевидным творческим приоритетом для него является создание музыки к драматическим спектаклям. Большой интерес к театральному делу, продолжительное руководство студенческим театром привели его, в конце концов, на театральный факультет того же Харьковского государственного университета искусств (такое название к тому времени получил Харьковский институт искусств), и в 2008 году он присовокупил к вузовским дипломам преподавателя, переводчика и композитора диплом режиссера драматического театра. П.О. Рукавицыным поставлено около полутора десятков спектаклей в любительских и профессиональных театрах России и Украины, как правило, с собственным музыкальным оформлением. Необходимость творческой самореализации заставила П.О. Рукавицына в конце 2000-х годов покинуть родной город. Некоторое время он работал в Харькове, а с 2011 года является главным режиссером Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (г. Новочеркасск Ростовской области), где продолжает работать и над музыкой к новым спектаклям.
Основные сочинения П.О. Рукавицина
Музыкальный театр:
- «Огненный ангел», мюзикл в 2 актах по роману Валерия Брюсова. Либретто Дмитрия Курилова, Павла Рукавицына и Дмитрия Куликова. Тексты песен Дмитрия Курилова.
- «Нострадамус», мюзикл в 2 актах. Пьеса Дмитрия Курилова и Павла Рукавицына. Тексты песен Дмитрия Курилова.
Симфоническая музыка:
Для оркестра:
- «Svmphonia sine herois» для большого симфонического оркестра в двух частях.
- «Mockinpott-suite» для оркестра в 4 частях (из музыки к спектаклю).
- «Одесская рапсодия», дипломное сочинение для оркестра.
- Увертюра к итальянской комедии для оркестра.
Для солистов с оркестром:
- «Hier stehe ich…», концерт для фагота и большого симфонического оркестра в 4 частях.
- «A Paulina», соната для оркестра с солирующей скрипкой.
- «О fim do caminho», кантата на стихи Луиса де Камоэнса для голоса и симфонического оркестра. На португальском языке.
Для камерного оркестра:
«Sincerely Yours», подарок Наталье Лосевой для фортепиано, клавесина, струнного оркестра, колокольчиков и колоколов.
Для оркестра русских народных инструментов:
- «Ливинг ля вида лока», первый концерт для оркестра русских народных инструментов.
- «Неторопливое», второй концерт для оркестра русских народных инструментов.
- Увертюра к итальянской комедии, версия для оркестра русских народных инструментов.
Вокальная музыка:
- «Печальные песни», 5 набросков из поэзии У. Блейка для голоса и фортепиано
- «Рассказы о самом себе», 6 сонетов Ж. дю Белле в переводах С.Я. Бронина для голоса и фортепиано.
- «Конец пути», сонеты Л. В. де Камоэнса для голоса и фортепиано.
- «Desfeito ет vento», sonetos de Manuel Maria Barbosa do Bocage для голоса и фортепиано, на португальском языке.
Фортепианная музыка:
«Et iristesse..», соната в романтическом духе для фортепиано.
Музыка к спектаклям:
- «Момо» по мотивам сказки М. Энде.
- «Операция».
- «Как господин Мокинпотт избавился от своих злосчастий», музыка к спектаклю по пьесе П. Вайса.
- «Наследство», авторские обработки музыки различных композиторов.
- «Конец пути» по пьесе Р. Шерриффа.
- «Мандрагора» по пьесе Н. Макиавелли.
- «Осторожно, вирус!» по пьесе Д. Курилова.
- «Подвиги Геракла, или Как стать героем», оригинальная музыка и авторские обработки по пьесе Дм. Курилова, Дм. Куликова, П. Рукавицына и пр.
- «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина.
- «Дни Турбиных» по пьесе М.А. Булгакова.
- «Буратино», инсценировка И. Трубина.
- «Все мыши любят сыр» по сказке Д. Урбана.
- «По зеленым холмам океана» по сказке С. Козлова.
- «Не хочу быть собакой» по сказке С. Белова и С. Куваева.
- «Новогодний поросенок» по сказке Д. Голубецкого.
Песни:
- «The Songe of Aprille», стихи Дж. Чосера.
- «A Carol For Carol», стихи У. Шекспира.
- «Стансы для музыки», стихи Дж. Байрона.
- «Эльдорадо», стихи Э. А. По.
- «Доброй ночи», стихи М. Эминеску.
- «Вечерняя соната», стихи П. Верлена.
- «Mandalay», стихи Р. Киплинга.
- «Follow Me Оте», стихи Р. Киплинга.
- «In The Neolithic Age», стихи P. Киплинга.
- «The Sea and the Hills», стихи P. Киплинга.
Основные сочинения: