Рукавицын Павел Олегович
г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов с 2006 года, лауреат IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010), лауреат III степени Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию Т.Н. Хренникова в номинации «Музыка для оркестра русских народных инструментов» (2013)
П.О. Рукавицын родился 24 декабря 1971 года в г. Воронеж. Будучи человеком творческим и многообразно одаренным, в музыку он пришел не сразу. По окончании в 1993 году факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета П.О. Рукавицын был приглашен остаться на университетской кафедре в качестве педагога, где восемь лет преподавал английскую филологию, пройдя языковую стажировку в Великобритании. Одновременно работал переводчиком и в течение восьми лет руководил Молодежным театром Воронежского государственного университета «Заповедник гоблинов».
Занятия композицией начал еще в музыкальной школе. Внутренняя потребность совершенствовать композиторское мастерство заставила его резко изменить сферу деятельности, и в 2001 году, оставив работу в университете, П.О. Рукавицын поступает в Харьковский государственный институт искусств им. И.П. Котляревского, который оканчивает в 2005 году по классу композиции И.А. Гайденко. В качестве дипломного сочинения он представил «Одесскую рапсодию» для симфонического оркестра. Это необычное по форме произведение, неоднозначно воспринятое госкомиссией, впоследствии неоднократно и с успехом исполнялось в филармонических концертах в Воронеже.
В 2006 году П.О. Рукавицын становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. К этому времени им созданы мюзиклы «Огненный ангел» по роману Валерия Брюсова и «Нострадамус», Концерт для фагота с оркестром «Hiеr stehe ich…», сочинение для камерного оркестра «Sincerely Yours» (подарок Н. Лосевой), Концерт № 2 для оркестра русских народных инструментов «Неторопливое», Соната для симфоническою оркестра с солирующей скрипкой «А Paulina».
Особая сфера творческих интересов П.О. Рукавицына – камерно-вокальные сочинения, преимущественно циклы на стихи западноевропейских поэтов. Интересно, что в вокальном цикле на стихи португальского поэта Мануэла Марии Барбозы ду Бокаже «Desfeito im vento» композитор использовал тексты на языке оригинала. В их числе: «Печальные песни» на слова У. Блейка, «Рассказы о самом себе» на сонеты Ж. дю Белле, «Конец пути» на тексты Л. Камоэнса; песни и романсы на стихи Дж. Чосера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Верлена, Э. По, Р. Киплинга, М. Эминеску. Многие сочинения любимы исполнителями и публикой разных поколений, записаны в фонд Воронежского радио.
Композитор убежден – музыкальное сочинение должно быть понятно слушателю. Это отнюдь не приводит к упрощению языка и формы его сочинений. Он свободно использует арсенал современных выразительных средств, выбирая для себя наиболее существенные и важные для конкретного сочинения «инструменты», экспериментируя с ними, сопрягая их в различных сочетаниях.
Сегодня П.О. Рукавицын пишет музыку практически во всех жанрах – от академических до популярных. Но очевидным творческим приоритетом для него является создание музыки к драматическим спектаклям. Большой интерес к театральному делу, продолжительное руководство студенческим театром привели его, в конце концов, на театральный факультет того же Харьковского государственного университета искусств (такое название к тому времени получил Харьковский институт искусств), и в 2008 году он присовокупил к вузовским дипломам преподавателя, переводчика и композитора диплом режиссера драматического театра. П.О. Рукавицыным поставлено около полутора десятков спектаклей в любительских и профессиональных театрах России и Украины, как правило, с собственным музыкальным оформлением. Необходимость творческой самореализации заставила П.О. Рукавицына в конце 2000-х годов покинуть родной город. Некоторое время он работал в Харькове, а с 2011 года является главным режиссером Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (г. Новочеркасск Ростовской области), где продолжает работать и над музыкой к новым спектаклям.
В 2013 году стал лауреатом III премии на Фестивале-конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова, который проводился в Липецке и Ельце, в 2016 году — лауреатом Открытого регионального конкурса по написанию произведений на стихи выдающихся поэтов-воронежцев. В период с 2017 по 2019 года работал в Благовещенске в качестве театрального режиссера (член Союза театральных деятелей РФ). В 2019 году вернулся в Воронеж, с 2022 года занимает должность режиссера в Воронежском государственном театре оперы и балета. Лауреат III премии на I Всероссийском конкурсе «Академия симфонической музыки. Композиторы детям», проводимого Челябинской филармонией.
Фрагмент из автобиографии композитора: «…. С той поры в жизни Павла Рукавицына произошло много неожиданностей, приятных и неприятных. Например, в 2013 году он совершенно неожиданно, поскольку спохватился в последний момент, стал лауреатом III премии на Фестивале-конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова, который проводился в Липецке и Ельце и собрал очень представительную группу участвующих композиторов. А в 2016 году он стал лауреатом Открытого регионального конкурса по написанию произведений на стихи выдающихся поэтов-воронежцев. Все это как нельзя более повышало состояние духа, хотя в этот период П. Рукавицын львиную долю своего времени уделял работе в театре. Ставя спектакли то здесь, то там (и периодически сочиняя к ним музыку), он так же неожиданно в 2017 году оказался в городе Благовещенске, что стоит на реке Амур. После успеха созданной там постановки его пригласили на должность главного режиссера в этом театре, которую он занимал на протяжении двух лет, заодно вступив в Союз театральных деятелей РФ. Но всякая история приходит к своему завершению, закончилось и его пребывание на Дальнем Востоке, пришлось возвращаться на малую родину, которая ох как неласкова со своими сыновьями (да и дочерями). Поэтому последние четыре года (два из которых пришлись на всемирную ковидную аферу) он провел относительно спокойно, изредка с переменным успехом ставя в российских театрах спектакли, но по большей части отсиживаясь дома в окружении детей и супруги. Лишь в прошлом году Павлу Рукавицыну удалось устроиться в Воронежский государственный театр оперы и балета на должность режиссера с весьма туманными перспективами режиссерства. Композиторское же его будущее, несмотря на получение III премии на I Всероссийском конкурсе «Академия симфонической музыки. Композиторы детям», проводимого Челябинской филармонией, благодаря политике местных органов власти в отношении местных кадров, и вовсе теряется во мгле вероятностей, возможностей, а также невероятностей и невозможностей, которыми столь полна наша сегодняшняя жизнь».
Основные сочинения П.О. Рукавицина
Музыкальный театр
-
«Нострадамус», мюзикл в 2 актах. Пьеса Дмитрия Курилова и Павла Рукавицына. Тексты песен Дмитрия Курилова.
-
«Новогодний поросенок», детский мюзикл в 1 акте по пьесе Дмитрия Голубецкого. Тексты песен Дмитрия Голубецкого.
Симфоническая музыка
Для оркестра
-
“Symphonia sine herois” для большого симфонического оркестра в двух частях.
-
“Mockinpott-suite” для оркестра в 4 частях (из музыки к спектаклю).
III премия I Всероссийского конкурса композиторов «АКАДЕМИЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. КОМПОЗИТОРЫ ДЕТЯМ» (сентябрь – ноябрь 2022)
-
«Одесская рапсодия», дипломное сочинение для оркестра.
-
Увертюра к итальянской комедии для оркестра.
-
«Сочельник», музыкальные иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 7 частях.
Для солистов с оркестром
-
“Hier stehe ich…”, концерт для фагота и большого симфонического оркестра в 4 частях.
-
“A Paulina”, соната для оркестра с солирующей скрипкой.
II премия IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010).
-
“Конец пути”, кантата на стихи Луиса де Камоэнса для голоса и симфонического оркестра.
Для камерного оркестра
-
“Sincerely Yours”, подарок Наталье Лосевой для фортепиано, клавесина, струнного оркестра, колокольчиков и колоколов.
Для оркестра русских народных инструментов
-
«Ливинг ля вида лока», первый концерт для оркестра русских народных инструментов.
-
«Неторопливое», второй концерт для оркестра русских народных инструментов.
-
Увертюра к итальянской комедии, версия для оркестра русских народных инструментов.
III премия Всероссийского фестиваля-конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения Т.Н. Хренникова (2013).
Вокальная музыка
-
«Печальные песни», 5 набросков из поэзии Уильяма Блейка для голоса и фортепиано.
-
«Рассказы о самом себе», 6 сонетов Ж. дю Белле в переводах С. Я. Бронина. Для голоса и фортепиано.
-
«Конец пути», сонеты Л. В. де Камоэнса для голоса и фортепиано.
-
“Desfeito em vento”, sonetos de Manuel Maria Barbosa do Bocage для голоса и фортепиано. На португальском языке.
-
«Старинные романсы» для голоса и фортепиано на стихи А. Фета и Ф. Тютчева.
Фортепианная музыка
-
“Et tristesse…”, соната в романтическом духе для фортепиано.
-
«Театральное и немножко для детей», сборник пьес.
Музыка для струнного квартета
-
“Perpetual Holiday”, квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели.
Музыка к спектаклям
-
«Момо», музыка к спектаклю по мотивам сказки М. Энде.
-
«Операция», музыка к спектаклю театра «Василек-шоу».
-
«Как господин Мокинпотт избавился от своих злосчастий», музыка к спектаклю по пьесе П. Вайса.
-
«Наследство», авторские обработки музыки различных композиторов для спектакля театра «Василек-шоу».
-
«Конец пути», музыка к спектаклю по пьесе Р. Шерриффа.
-
«Мандрагора», музыка к спектаклю по пьесе Н. Макиавелли. Спектакль шел в Воронежском театре комедии и Тульском муниципальном театре «Эрмитаж».
-
«Дни Турбиных», музыка к студенческому спектаклю театрального факультета Воронежской государственной академии искусств по пьесе М.А. Булгакова.
-
«Буратино», музыка к спектаклю кукольного театра «Иллюзион». Инсценировка И. Трубина.
-
«Все мыши любят сыр», музыка к спектаклю Саратовского Театра русской комедии по сказке Д. Урбана.
-
«По зеленым холмам океана», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке С. Козлова. Также в Мичуринском драматическом театре (с изменениями). Также в Амурском театре драмы.
-
«Не хочу быть собакой», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке С. Белова и С. Куваева. Также в Тульском муниципальном театре «Эрмитаж». Также в Мичуринском драматическом театре.
-
«Новогодний поросенок», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке Д. Голубецкого.
-
«Примадонны», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по пьесе К. Людвига.
-
«Ктуба (Брачный договор)», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по пьесе Э. Кишона. Также в Амурском театре драмы.
-
«За двумя зайцами», музыка к спектаклю Шадринского драматического театра по пьесе М. Старицкого.
-
«Иван Седьмой», музыка к спектаклю Тольяттинского театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова по пьесе В. Ольшанского.
-
«Аленький цветочек», музыка к спектаклю Ивановского областного драматического театра по мотивам С.Т. Аксакова
-
«Ночь перед Рождеством», музыка к спектаклю Шадринского драматического театра по повести Н. Гоголя
-
«Тартюф», музыка к спектаклю Амурского театра драмы по пьесе Мольера. Также в Шадринском театре.
-
«Красавец мужчина», музыка к спектаклю Волгоградского казачьего музыкально-драматического театра по пьесе А. Островского.
Музыка к телепостановкам театра «Василек-шоу».
Песни
-
“The Songe of Aprille”, стихи Дж. Чосера
-
“A Carol For Carol”, стихи У. Шекспира
-
«Стансы для музыки», стихи Дж. Н. Г. Байрона
-
«Эльдорадо», стихи Э. А. По
-
«Доброй ночи», стихи М. Эминеску
-
«Вечерняя соната», стихи П. Верлена
-
“Mandalay”, стихи Р. Киплинга
-
“Follow Me ‘Ome”, стихи Р. Киплинга
-
“In The Neolithic Age”, стихи Р. Киплинга
-
“The Sea and the Hills”, стихи Р. Киплинга