Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяКомпозиторы → Рукавицын Павел Олегович

Рукавицын Павел Олегович

Павел Рукавицын

г. Воронеж

Композитор, член Союза композиторов с 2006 года, лауреат IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010), лауреат III степени Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию Т.Н. Хренникова в номинации «Музыка для оркестра русских народных инструментов» (2013)

Партитуры автора

П.О. Рукавицын родился 24 декабря 1971 года в г. Воронеж. Будучи человеком творческим и многообразно одаренным, в музыку он пришел не сразу. По окончании в 1993 году факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета П.О. Рукавицын был приглашен остаться на университетской кафедре в качестве педагога, где восемь лет преподавал английскую филологию, пройдя языковую стажировку в Великобритании. Одновременно работал переводчиком и в течение восьми лет руководил Молодежным театром Воронежского государственного университета «Заповедник гоблинов».

Занятия композицией начал еще в музыкальной школе. Внутренняя потребность совершенствовать композиторское мастерство заставила его резко изменить сферу деятельности, и в 2001 году, оставив работу в университете, П.О. Рукавицын поступает в Харьковский государственный институт искусств им. И.П. Котляревского, который оканчивает в 2005 году по классу композиции И.А. Гайденко. В качестве дипломного сочинения он представил «Одесскую рапсодию» для симфонического оркестра. Это необычное по форме произведение, неоднозначно воспринятое госкомиссией, впоследствии неоднократно и с успехом исполнялось в филармонических концертах в Воронеже.

В 2006 году П.О. Рукавицын становится членом Воронежской организации Союза композиторов России. К этому времени им созданы мюзиклы «Огненный ангел» по роману Валерия Брюсова и «Нострадамус», Концерт для фагота с оркестром «Hiеr stehe ich…», сочинение для камерного оркестра «Sincerely Yours» (подарок Н. Лосевой), Концерт № 2 для оркестра русских народных инструментов «Неторопливое», Соната для симфоническою оркестра с солирующей скрипкой «А Paulina».

Особая сфера творческих интересов П.О. Рукавицына – камерно-вокальные сочинения, преимущественно циклы на стихи западноевропейских поэтов. Интересно, что в вокальном цикле на стихи португальского поэта Мануэла Марии Барбозы ду Бокаже «Desfeito im vento» композитор использовал тексты на языке оригинала. В их числе: «Печальные песни» на слова У. Блейка, «Рассказы о самом себе» на сонеты Ж. дю Белле, «Конец пути» на тексты Л. Камоэнса; песни и романсы на стихи Дж. Чосера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Верлена, Э. По, Р. Киплинга, М. Эминеску. Многие сочинения любимы исполнителями и публикой разных поколений, записаны в фонд Воронежского радио.

Композитор убежден – музыкальное сочинение должно быть понятно слушателю. Это отнюдь не приводит к упрощению языка и формы его сочинений. Он свободно использует арсенал современных выразительных средств, выбирая для себя наиболее существенные и важные для конкретного сочинения «инструменты», экспериментируя с ними, сопрягая их в различных сочетаниях.

Сегодня П.О. Рукавицын пишет музыку практически во всех жанрах – от академических до популярных. Но очевидным творческим приоритетом для него является создание музыки к драматическим спектаклям. Большой интерес к театральному делу, продолжительное руководство студенческим театром привели его, в конце концов, на театральный факультет того же Харьковского государственного университета искусств (такое название к тому времени получил Харьковский институт искусств), и в 2008 году он присовокупил к вузовским дипломам преподавателя, переводчика и композитора диплом режиссера драматического театра. П.О. Рукавицыным поставлено около полутора десятков спектаклей в любительских и профессиональных театрах России и Украины, как правило, с собственным музыкальным оформлением. Необходимость творческой самореализации заставила П.О. Рукавицына в конце 2000-х годов покинуть родной город. Некоторое время он работал в Харькове, а с 2011 года является главным режиссером Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (г. Новочеркасск Ростовской области), где продолжает работать и над музыкой к новым спектаклям.

В 2013 году стал лауреатом III премии на Фестивале-конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова, который проводился в Липецке и Ельце, в 2016 году — лауреатом Открытого регионального конкурса по написанию произведений на стихи выдающихся поэтов-воронежцев. В период с 2017 по 2019 года работал в Благовещенске в качестве театрального режиссера (член Союза театральных деятелей РФ). В 2019 году вернулся в Воронеж, с 2022 года занимает должность режиссера в Воронежском государственном театре оперы и балета. Лауреат III премии на I Всероссийском конкурсе «Академия симфонической музыки. Композиторы детям», проводимого Челябинской филармонией.

Фрагмент из автобиографии композитора:  «…. С той поры в жизни Павла Рукавицына произошло много неожиданностей, приятных и неприятных. Например, в 2013 году он совершенно неожиданно, поскольку спохватился в последний момент, стал лауреатом III премии на Фестивале-конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова, который проводился в Липецке и Ельце и собрал очень представительную группу участвующих композиторов. А в 2016 году он стал лауреатом Открытого регионального конкурса по написанию произведений на стихи выдающихся поэтов-воронежцев. Все это как нельзя более повышало состояние духа, хотя в этот период П. Рукавицын львиную долю своего времени уделял работе в театре. Ставя спектакли то здесь, то там (и периодически сочиняя к ним музыку), он так же неожиданно в 2017 году оказался в городе Благовещенске, что стоит на реке Амур. После успеха созданной там постановки его пригласили на должность главного режиссера в этом театре, которую он занимал на протяжении двух лет, заодно вступив в Союз театральных деятелей РФ. Но всякая история приходит к своему завершению, закончилось и его пребывание на Дальнем Востоке, пришлось возвращаться на малую родину, которая ох как неласкова со своими сыновьями (да и дочерями). Поэтому последние четыре года (два из которых пришлись на всемирную ковидную аферу) он провел относительно спокойно, изредка с переменным успехом ставя в российских театрах спектакли, но по большей части отсиживаясь дома в окружении детей и супруги. Лишь в прошлом году Павлу Рукавицыну удалось устроиться в Воронежский государственный театр оперы и балета на должность режиссера с весьма туманными перспективами режиссерства. Композиторское же его будущее, несмотря на получение III премии на I Всероссийском конкурсе «Академия симфонической музыки. Композиторы детям», проводимого Челябинской филармонией, благодаря политике местных органов власти в отношении местных кадров, и вовсе теряется во мгле вероятностей, возможностей, а также невероятностей и невозможностей, которыми столь полна наша сегодняшняя жизнь». 

Основные сочинения П.О. Рукавицина

Музыкальный театр

  1. «Нострадамус», мюзикл в 2 актах. Пьеса Дмитрия Курилова и Павла Рукавицына. Тексты песен Дмитрия Курилова.

  2. «Новогодний поросенок», детский мюзикл в 1 акте по пьесе Дмитрия Голубецкого. Тексты песен Дмитрия Голубецкого.

Симфоническая музыка

Для оркестра

  1. Symphonia sine herois для большого симфонического оркестра в двух частях.

  2. Mockinpott-suite для оркестра в 4 частях (из музыки к спектаклю).

III премия I Всероссийского конкурса композиторов «АКАДЕМИЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. КОМПОЗИТОРЫ ДЕТЯМ» (сентябрь – ноябрь 2022)

  1. «Одесская рапсодия», дипломное сочинение для оркестра.

  2. Увертюра к итальянской комедии для оркестра.

  3. «Сочельник», музыкальные иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 7 частях.

Для солистов с оркестром

  1. Hier stehe ich…”, концерт для фагота и большого симфонического оркестра в 4 частях.

  2. A Paulina, соната для оркестра с солирующей скрипкой.

II премия IV Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2010).

  1. Конец пути”, кантата на стихи Луиса де Камоэнса для голоса и симфонического оркестра.

Для камерного оркестра

  1. Sincerely Yours, подарок Наталье Лосевой для фортепиано, клавесина, струнного оркестра, колокольчиков и колоколов.

Для оркестра русских народных инструментов

  1. «Ливинг ля вида лока», первый концерт для оркестра русских народных инструментов.

  2. «Неторопливое», второй концерт для оркестра русских народных инструментов.

  3. Увертюра к итальянской комедии, версия для оркестра русских народных инструментов.

III премия Всероссийского фестиваля-конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения Т.Н. Хренникова (2013).

Вокальная музыка

  1. «Печальные песни», 5 набросков из поэзии Уильяма Блейка для голоса и фортепиано.

  2. «Рассказы о самом себе», 6 сонетов Ж. дю Белле в переводах С. Я. Бронина. Для голоса и фортепиано.

  3. «Конец пути», сонеты Л. В. де Камоэнса для голоса и фортепиано.

  4. Desfeito em vento, sonetos de Manuel Maria Barbosa do Bocage для голоса и фортепиано. На португальском языке.

  5. «Старинные романсы» для голоса и фортепиано на стихи А. Фета и Ф. Тютчева.

Фортепианная музыка

  1. Et tristesse…”, соната в романтическом духе для фортепиано.

  2. «Театральное и немножко для детей», сборник пьес.

Музыка для струнного квартета

  1. Perpetual Holiday, квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели.

Музыка к спектаклям

  1. «Момо», музыка к спектаклю по мотивам сказки М. Энде.

  2. «Операция», музыка к спектаклю театра «Василек-шоу».

  3. «Как господин Мокинпотт избавился от своих злосчастий», музыка к спектаклю по пьесе П. Вайса.

  4. «Наследство», авторские обработки музыки различных композиторов для спектакля театра «Василек-шоу».

  5. «Конец пути», музыка к спектаклю по пьесе Р. Шерриффа.

  6. «Мандрагора», музыка к спектаклю по пьесе Н. Макиавелли. Спектакль шел в Воронежском театре комедии и Тульском муниципальном театре «Эрмитаж».

  7. «Дни Турбиных», музыка к студенческому спектаклю театрального факультета Воронежской государственной академии искусств по пьесе М.А. Булгакова.

  8. «Буратино», музыка к спектаклю кукольного театра «Иллюзион». Инсценировка И. Трубина.

  9. «Все мыши любят сыр», музыка к спектаклю Саратовского Театра русской комедии по сказке Д. Урбана.

  10. «По зеленым холмам океана», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке С. Козлова. Также в Мичуринском драматическом театре (с изменениями). Также в Амурском театре драмы.

  11. «Не хочу быть собакой», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке С. Белова и С. Куваева. Также в Тульском муниципальном театре «Эрмитаж». Также в Мичуринском драматическом театре.

  12. «Новогодний поросенок», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по сказке Д. Голубецкого.

  13. «Примадонны», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по пьесе К. Людвига.

  14. «Ктуба (Брачный договор)», музыка к спектаклю Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской по пьесе Э. Кишона. Также в Амурском театре драмы.

  15. «За двумя зайцами», музыка к спектаклю Шадринского драматического театра по пьесе М. Старицкого.

  16. «Иван Седьмой», музыка к спектаклю Тольяттинского театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова по пьесе В. Ольшанского.

  17. «Аленький цветочек», музыка к спектаклю Ивановского областного драматического театра по мотивам С.Т. Аксакова

  18. «Ночь перед Рождеством», музыка к спектаклю Шадринского драматического театра по повести Н. Гоголя

  19. «Тартюф», музыка к спектаклю Амурского театра драмы по пьесе Мольера. Также в Шадринском театре.

  20. «Красавец мужчина», музыка к спектаклю Волгоградского казачьего музыкально-драматического театра по пьесе А. Островского.

Музыка к телепостановкам театра «Василек-шоу».

Песни

  1. The Songe of Aprille, стихи Дж. Чосера

  2. A Carol For Carol, стихи У. Шекспира

  3. «Стансы для музыки», стихи Дж. Н. Г. Байрона

  4. «Эльдорадо», стихи Э. А. По

  5. «Доброй ночи», стихи М. Эминеску

  6. «Вечерняя соната», стихи П. Верлена

  7. Mandalay, стихи Р. Киплинга

  8. Follow Me ‘Ome”, стихи Р. Киплинга

  9. In The Neolithic Age”, стихи Р. Киплинга

  10. The Sea and the Hills”, стихи Р. Киплинга