Ушаков Дмитрий Львович
г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов России с 2003 года, имеет Благодарность Министерства культуры РФ (2013)
Д.Л. Ушаков родился 26 июня 1971 года в г. Воронеж. С юных лет его отличала глубокая заинтересованность искусством, музыкой и, вместе с тем, постоянная созидательная работа над своим духовным миром, философское постижение жизни. Еще в период обучения в музыкальной школе № 7 он неоднократно участвовал в концертах, городских и областных конкурсах. Поступив в Воронежское музыкальное училище как перспективный пианист, он почувствовал явную склонность к занятиям композицией и со второго курса перевелся на отделение теории музыки. По окончании с отличием в 1990 году Воронежского музыкального училища продолжил профессиональное образование в Москве. Д.Л. Ушаков – выпускник теоретико-композиторского факультета (1995) и класса органа Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1996, оба факультета – с отличием), а в 1995-1997 годах там же прошел ассистентуру-стажировку (класс проф. А.С. Лемана). Дипломной работой Д.Л. Ушакова был Концерт для фортепиано с оркестром, сыгранный автором в Большом зале Московской консерватории. Параллельно с учебой начал педагогическую деятельность, работая в Детской музыкальной школе № 5 г. Москвы преподавателем композиции и концертмейстером.
Обращение к Православию повлекло за собой глубокое изменение и переосмысление идейно-эстетических принципов, что позже привело к сочинению музыки на иной духовно-нравственной основе. Результатом стало сочинение композиций на литургические и духовно-поэтические тексты. В 2001 году Д.Л. Ушаков создает православный любительский хор «Духовная беседа», занятия которого через десять лет преобразованы в «Общедоступные курсы церковного пения» на базе миссионерского центра Воронежско-Борисоглебской епархии.
По окончании регентского отделения Воронежской Православной духовной семинарии в 2004 году Дмитрий Львович был рукоположен в сан диакона и с этого момента служит в Успенском семинарском храме г. Воронежа. Продолжается педагогическая деятельность Д.Л. Ушакова – с 2004 года он преподает на регентском отделении семинарии, а с 2005 года в Воронежской Государственной академии искусств читает курс по истории церковной музыки и основам композиции.
В 2003 году Д.Л. Ушаков становится членом Воронежской региональной организации Союза композиторов России. В настоящее время талантливый композитор реализует себя как исполнитель собственных музыкальных сочинений, а так же проводит тематические музыкальные вечера в Воронежской православной семинарии.
Постоянный участник международных музыкальных фестивалей, Д.Л. Ушаков артистично и вдохновенно предстает в программах в качестве солиста-пианиста.
Всей своей деятельностью Д.Л. Ушаков содействует сохранению и пропаганде традиционных отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей. Его музыке присущи серьезность замыслов, владение музыкальной формой и разнообразными композиторскими техниками, эмоциональная насыщенность и философичность, современность звукового мышления.
Обращают на себя внимание созданные композитором циклы сочинений на духовно-поэтические тексты, пополнившие репертуар отечественной современной музыки этого уникального жанра. Православные богослужебные песнопения Д.Л. Ушакова для церковных хоров различного состава отличаются глубоким постижением идейно-эстетических принципов Православной культуры. Такие сочинения, как «Ныне отпущаеши», «Свете тихий», «Трисвятое» и другие входят в репертуар известных воронежских хоровых коллективов и звучат в ходе церковного богослужения в воронежских храмах.
Светские сочинения Д.Л. Ушакова регулярно звучат на концертных площадках города в исполнении Симфонического оркестра филармонии и солистов Оперного театра, Московского ансамбля современной музыки «Студии новой музыки» под руководством В. Тарнопольского и др. Среди них особенно значимы – Камерный концерт для фортепиано и 10-ти инструментов, Концерт для фортепиано с оркестром, Камерная симфония для 16-ти струнных, Романсы на стихи Р. Горевича, В. Суминой, вокальные циклы на стихи древнегреческих и| древнеримских поэтов.
Являясь преподавателем Воронежской Государственной академии искусств и регентского отделения Воронежской Православной духовной семинарии, Д.Л. Ушаков воспитывает новые поколения молодых музыкантов, продолжающих традиции воронежской композиторской школы.
Обладая высоким профессиональным мастерством, художественной эрудицией, принципиальностью и ответственностью, Д.Л. Ушаков пользуется заслуженным уважением коллег и в течение многих лет является членом ревизионной комиссии Воронежской региональной организации Союза композиторов России.
Основные сочинения Д.Л. Ушакова
Симфонические сочинения:
- Камерная симфония для 16-ти струнных – одночастная.
- Концерт для фортепиано с оркестром – одночастный.
Хоровые сочинения:
- «Ходил-походил месяц по небу» – концертная обработка рождественской колядки: для большого хора, для женского хора, для малого смешанного хора.
- Семь духовных песен на сл. Р. Горевича для детского хора: «Днесь родился Бог…»; «Прощаясь с уходящим годом…»; «Твоему Кресту, Спаситель…»; «Повсюду дыханье весны разнеслось…»; «В дни Поста»; «В неделю ваий»; «Пасхальное утро».
- «Свят и тих» – рождественская фантазия на сл. Ю. Шевченко для женского хора.
- «Не вели ветры» – концертная обработка русской народной песни для большого хора.
- «Молитва дитяти» на стихи И. Никитина для женского хора.
- «На нeбi зiрка» – концертная обработка рождественской колядки для женского хора (на украинском языке).
- «Месяц ясный» – концертная обработка рождественской колядки для большого хора.
- «Вечнае» – песня для солиста-тенора и женского хора (на белорусском языке).
- «Источник духовный» – концертная обработка старинного канта для большого хора.
- «Над городом ночью звезда расцвела» для солиста-тенора и женского хора.
- Переложения: Т. Хренников «Московские окна» для женского хора, Т. Хренников «Ты меня оставил, Джемми» для женского хора и фортепиано.
- «Вдоль да по речке» – концертная обработка русской народной песни для большого хора.
- «Взгляни сюда» – концертная обработка рождественской песни для женского хора.
- Аранжировки народных и авторских песен для женского хора а капелла и с сопровождением фортепиано (разных лет).
Богослужебные песнопения для церковных хоров, включая переложения и редакции для различных составов:
- «Херувимская песнь» для малого смешанного хора.
- «Иже херувимы» /Самуиловская/: для мужского трехголосного хора, для мужского четырехголосного хора.
- «Свете тихий»: для мужского хора, для малого смешанного хора.
- «Ныне отпущаеши»: для малого смешанного хора, для мужского хора, для женского хора.
- «Трисвятое» /греческое/: для малого смешанного хора, для женского хора, для мужского хора.
- «Херувимская песнь» /знаменного распева/ для женского трехголосного хора.
- «Кондак в Неделю сыропустную» для женского хора.
- «Кондак Успению» /из Акафиста/ для смешанного хора.
- «Великое свословие» знаменного распева для женского хора.
- «Днесь висит на древе» /15-й антифон утрени Великой Пятницы, знаменного распева для солиста и женского хора/.
- «Задостойник Введения» /напева Троице-Сергиевой лавры/ для женского хора.
- «Часы Пасхи»: для женского хора, для мужского хора.
- «От восток солнца» для большого смешанного хора.
Камерно-инструментальные сочинения:
- Две пьесы для духовых инструментов: Дуэт для кларнета и фагота, Трио для флейты, валторны и фагота.
- Марш для тарелок и фортепиано.
- Маленькая сюита: Семь пьес для фортепиано: Praeludium; Менуэт; Ноктюрн; Praeludium aeternum; Марш; Скерцо; Postludium.
- Маленькая сюита: Семь пьес – редакция для струнного трио: Praeludium; Менуэт; Ноктюрн; Praeludium aeternum; Марш; Скерцо; Postludium.
- Партита для фортепиано в 5-ти частях.
- Вариации для фортепиано.
- Соната для флейты и фортепиано в 3-х частях.
- Октет для квартета деревянных духовых и квартета струнных в 2-х частях.
- Соната для скрипки и фортепиано в 2-х частях.
- Камерный концерт для фортепиано и 10-ти инструментов – одночастный.
- «Двенадцать пьес для скрипки-solo».
- «По прочтении Шакунталы» – пьеса для органа.
- «По прочтении Шакунталы» – пьеса для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
- «Три тональности мастера Куана» по мотивам китайской народной повести для арфы соло.
- Концерт-поэма для альта-соло – одночастный.
- Концерт-поэма – редакция для двух альтов.
Камерно-вокальные сочинения:
- «Моссовет – в Москве хозяин» – шуточная интермедия на сл. А. Барто для трех сопрано, ударных, трех скрипок, виолончели и двух фортепиано.
- Два романса: «На небесах печальная луна…» на стихи А. Пушкина; «Небо и звезды» на стихи М. Лермонтова.
- Вокальный цикл на стихи древнегреческих поэтов для сопрано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и скрипки в пяти частях: Платон «Пан»; Алкей «К Эроту»: Сапфо «Близ луны прекрасной…»; Алкман «О, Левкастида!..»; Архилох «То не пращи засвистят…».
- «Три латинских стихотворения» – вокальный цикл на стихи Катулла и Горация для меццо-сопрано, флейты, арфы и контрабаса (1994 г.): «Minister vetuli puer Falerni» (Катулл); «Persicos odi, puer, apparatus…» (Гораций); «Quaeris, quet mihi basiationes…» (Катулл).
- «Чертог Твой вижду, Спасе…» на сл. Р. Горевича – песня для голоса и фортепиано.
- Три стихотворения Р. Горевича – вокальный цикл для высокого голоса и фортепиано.
- «Силоамские воды» – цикл песен на стихи разных авторов для голоса и фортепиано.
- «Песни для детей Божьих» – цикл песен на сл. Ю. Шевченко для голоса и фортепиано.
- Два дуэта на стихи И. Никитина для женских голосов и фортепиано.
- «Ау, мое детство» – романс на сл. В. Суминой для сопрано и фортепиано.
- Духовные песни разных лет на сл. Н. Латкиной, инокини Елисаветы (Карагановой), народные и неизвестных авторов.
Интернет-ссылки на произведения Д.Л.Ушакова:
1. Концерт-посвящение А. С. Леману. Рахманиновский зал Московской консерватории, 11 января 2024 г. https://disk.yandex.ru/d/pyP1-1hk4Og38g
Издания:
- «Утешение и наказ» – сборник православных песен для детей и юношества для голоса и фортепиано. – Воронеж, 2007.
- «От юности моея» – сборник православных песнопений для женского хора /УшаковД.Л. – составитель, автор ряда песнопений и всех включенных в сборник переложений/. – Воронеж, 2011.