Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяМузыковеды → Вахтель Лариса Викторовна

Вахтель Лариса Викторовна

Лариса  Вахтель

г. Воронеж

Председатель Правления Воронежской региональной организации «Союз композиторов России» (с 2012), музыковед, член Союза композиторов России (2006), профессор Воронежского государственного педагогического университета и Воронежской государственной академии искусств, доктор психологических наук (2010); член Всероссийской гильдии пианистов-концертмейстеров, лауреат всероссийских и дипломант международного конкурсов пианистов (Вологда, 2001; Кострома, 2002; Санкт-Петербург, 2002), участница международных музыкальных фестивалей (Бад-Эмс, Бонн, 2004, Санкт-Петербург, 2008; Ивановка, 2010; Освенцим, 2010; Москва, 2011; Воронеж 1993–2013)

Л.В. Вахтель родилась 30 мая 1969 года в г. Воронеж. Окончила с отличием Воронежское музыкальное училище (1988) по классу специального фортепиано В.С. Волкова, затем Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Г.Б. Гордона, 1993). Многосторонне одаренный музыкант, сочетающий концертную, научно-педагогическую, административ­но-организаторскую, общественно-просветительскую, лекторскую и публици­стичес­кую деятельность.

Как солистка-пианистка регулярно выступает на различных концертных площадках Воронежа (в том числе – с Академическим симфоническим оркестром филармонии исполнила концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига, Ф. Листа, К. Сен-Санса, С. Рахманинова, М. Носырева), гастролирует в городах России и за рубежом. В высшей школе музыки г. Любека записан ее сольный компакт-диск. В рамках международного фестиваля Ж. Оффенбаха выступала совместно с берлинским виолончельным квартетом и солисткой Ш. Хаатцель в доме-музее Бетховена в Бонне за инструментом композитора.

С 1995 года в воронежском Доме актера Лариса Вахтель ежемесячно проводит музыкально-просветительские концерты и тематические вечера в рамках созданного ею клуба «Вариации с фортепиано». Она активно пропагандирует академическое искусство в качестве солистки, концертмейстера и ведущей совместно с солистами Оперного театра, артистами Филармонии, актерами Академического театра драмы им. А.В. Кольцова. Почти за два десятилетия ею осуществлены постановки около двухсот различных программ. В их числе – многочисленные сольные фортепианные концерты – «К 200-летию Ф. Шопена: фортепианное наследие композитора», «Осень над Веной: сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена», «Впечатления из Бонна: сочинения Р. Шумана и Л. Бетховена», «Из хорошо темперированного клавира И. Баха», «Лики рояля: от И. Баха до А. Украинского». В рамках клуба стали традиционными ежегодные «Рождественские концерты», музыкальные спектакли с участием актрисы Виктории Стеганцевой, к которым пианистка специально создала фортепианные аранжировки («Обращение к душе», «В песнях вам себя оставила» из песен Веры Матвеевой, «Из репертуара звезд русской эстрады», «Трилогия любви», «Свет рождества»), выставки-встречи с воронежскими художниками («Истории портретов» с Евгением Щегловым, «Хрустальная гармония» с Людмилой Проскуриной, «Книжные иллюстрации» с Натальей Коньшиной). Запомнились слушателям и оригинальные музыкально-поэтические композиции «Хочешь знать, что такое Россия» с участием солистов Оперы Елены Петриченко, Алексея Ткачева и заслуженного артиста РФ Евгения Слепых, «Напевом скрипка чарует» в исполнении солистки филармонического оркестра Анны Пожарской и заслуженного артиста РФ Евгения Малишевского, «Душой в Неаполь я стремился» с участием Михаила Лобаса и профессора ВГАИ гитариста Сергея Корденко, «О, память сердца!», «Мою судьбу любовь предначертала» в исполнении заслуженного артиста РФ Игоря Денисова. Свой вклад в станицы истории клуба внесли многочисленные вечера, посвященные творчеству С. Рахманинова, П. Чайковского, Р. Шумана, П. Виардо, в которых свое исполнительское мастерство запечатлели солисты воронежской оперы Елена Князева, Александра Добролюбова, Кирилл Афонин, Олег Гурьев, гитарист Сергей Урюпин (Москва). В разное время гостями клуба «Вариации с фортепиано» были профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Григорий Гордон, Игорь Никонович, представители русской православной церкви отец Георгий Кочетков (Москва) и Геннадий Рязанцев (г. Липецк), поэты Галина Умывакина, Виктор Батраченко, Владимир Шишигин и многие другие. Целый ряд тематических вечеров в цикле «Вариации с фортепиано» привлек внимание воронежцев – «Знаменитые немецкие фамилии в Воронеже» с участием представителей немецкой диаспоры, «Интерлингвы», «Общества немецкого языка», студентов ВГУ и ВГПУ; «Поэзия учителей», вкотором объединились профессора и студенты разных вузов и звучали стихотворения В. Сластенина, В. Лещинского, С. Сердюка, В. Плутеса.

Л.В. Вахтель, будучи с 2006 года членом Союза композиторов России, в воронежском Доме композиторов организовала развернутый творческий проект – цикл концертов «Композитор и исполнитель», направленный на пропаганду современной музыки, постижение закономерностей и глубинных основ интерпретации музыкального сочинения. Помимо произведений мировой классики ее обширный репертуар включает свыше ста сочинений воронежских композиторов, исполнение которых, в большинстве случаев, являлись премьерными. Особый отклик вызвало первое исполнение пианисткой в Воронеже «Сонатины» и флейтового «Ноктюрна» Михаила Носырева, фортепианной фантазии Александра Украинского «О России с любовью и болью» и миниатюры «Подснежник», вокального цикла композитора «На разных полюсах земли» на стихи Г. Умывакиной, фортепианных пьес Сергея Волкова «Звоны» и Бориса Выросткова «Колыбельная», сонаты-фантазии Елизаветы Ткачевой «Джордано Бруно» и пьес из ее цикла «Древнегреческие истории» и многое другие. Будучи с 1995 года постоянным участником Выездных Секретариатов и фестивалей Союза композиторов, Л.В. Вахтель осуществила премьеру фортепианных сочинений Александра Локшина и Александра Розанова.

С 2011 года Л.В. Вахтель работала в должности заместителя председателя, а с 2012 года – избрана Председателем правления воронежской региональной организации Союза композиторов России. Является организатором ежегодных фестивалей современной музыки в Воронеже «Созвучие», юбилейного фестиваля «От сердца к сердцу», а также «С любовью к жизни, посвященного столетию Т.Н. Хренникова» и других. Она регулярно освещает деятельность клубов и творческие достижения Союза композиторов в телевизионных и радиопередачах различных воронежских каналов, выступает в прямом эфире. С 2011 года входит в состав Секции критиков при воронежском Доме актера.

Л.В. Вахтель читает лекции и ведет курсы по разным дисциплинам в ВГПУ и ВГАИ: специальное фортепиано, концертмейстерский и камерный классы, музыкальная психология, педагогика и психология высшей школы, история художественной культуры. Является председателем госкомиссии в Белгородском госуниверситете, членом диссертационного совета в Курском госуниверситете. Ей принадлежат около 80 научных публикаций в области музыкального искусства, педагогики и музыкальной психологии, 10 монографий (в числе которых – «Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности» /Воронеж/, «Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности» /Lambert, Германия/, а также несколько учебных и учебно-методических пособий). Автор публикаций, посвященных событиям и персоналиям культуры, международным контактам в периодических изданиях. Постоянный участник ведущих международных конференций в области психологии творчества и музыкального образования, крупных международных акций («Год Германии в России», «Дни Германии в Воронеже», «Объединенная Германия единая Германия?» и другие).

Деятельность Л.В. Вахтель отмечена нагрудным знаком Управления культуры и туризма Воронежской области «За заслуги»; благодарственными письмами: председателя Союза театральных деятелей России и Воронежского регионального отделения СТД РФ, дирекции Воронежского радио и телевидения, руководства вузов России (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Вологодский госпедуниверситет, Костромской госуниверситет, Самарский госпедуниверситет, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Воронежский госпедуниверситет); Почетной грамотой Администрации ГО г. Воронежа.

Список научных трудов Л.В. Вахтель

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ:

1. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогические аспекты музыкально-исполнительской деятельности студента // Известия Самарского научного центра РАН . — 2004. — № 1. — С. 25-33.
2. Вахтель, Л.В. Модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Вестник университета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 7. — С. 43-46.
3. Вахтель, Л.В. Категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента» // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета. — 2008. — № 9. — С. 115-120.
4. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 10. — С. 271-278.
5. Вахтель, Л.В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности в современном образовательном пространстве // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2008. — № 10. — С. 168-177.
6. Вахтель, Л.В. Этнокультурные стили спортивной и музыкально-исполнительской деятельности // Культура физическая и здоровье. — 2008. — № 3 (17). — С. 69-73.
7. Вахтель, Л.В. Эмпирическое исследование формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Вестник университета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 10 (45). — С. 43-46.
8. Вахтель, Л.В. Теоретические положения этнокультурно-стилевого подхода к музыкально-исполнительской деятельности студента // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 4 (32). — С. 283-294.
9. Вахтель, Л.В. Этнокультурные смыслы исполнительского стиля // Музыкальная академия. — 2008. — № 1. — С. 168-171.
10. Вахтель, Л.В. Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2009. — № 9. — С. 353-358.
11. Вахтель, Л.В. Психологические аспекты интерпретации произведения искусства // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 257-265.
12. Вахтель, Л.В. Этнокультурное развитие молодежи как основа интеграции славянских культур. — Македония-Тамбов, 2010. — С. 65-70.
13. Вахтель, Л.В. Психологическое исследование этнокультурного развития студентов-музыкантов // Известия Смоленского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 106-114.
14. Вахтель, Л.В. Художественное и психическое в структуре этнокультурного стиля музыканта-исполнителя // Искусство и образование, 2012. — № 1. — С. 112-120.
15. Вахтель, Л.В. Особенности духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации / А.И. Юрьев // Акмеология, 2013. — № 3 (47). — С. 130-131.
16. Вахтель, Л.В. Исследование духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации / А.И. Юрьев // Акмеология, 2013. — № 4 (48). — С. 115—123.
17.  Вахтель Л. В. Исследование жизненных стратегий личности студентов на разных этапах обучения / Л. В. Вахтель, Т.И. Анисимова // Акмеология. – 2016, №1. — М., 2016. — С. 98-102.
18. Вахтель Л. В. Истоки музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л. В. Вахтель, Н. И. Вьюнова // Вестник ВГУ. – 2016, №3. — Воронеж, 2016. — С. 15-18.
19. Вахтель Л. В. Психологические парадоксы перфекционизма. Рецензия на кн.: М.В. Ларских, Н.И. Вьюнова. Перфекционизм личности студента: интерперсональные аспекты / Л. В. Вахтель // Вестник ВГУ. – 2016, №1. — Воронеж, 2016. — С. 126-129.
20. Вахтель Л.В. Творческие аспекты высшего образования студентов / Л.В. Вахтель // Вестник ВГУ. — Воронеж, 2018. — №2. — С. 23-26.
21.  Вахтель Л.В., Харьковский Н.П., Сычева И.В. Формирование Индивидуального Стиля Творческой Деятельности Студентов в Современном Художественном Образовании / АТЕС 2021 : Международная начно-практическая конференция «Передовые технологии и современные тенденции в образовании и культуре», 27-28 мая 2021.

Монографии и учебные пособия:

22. Вахтель Л.В. Подготовка психолога к деятельности в системе музыкального образования // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики : коллективная монография. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 270—274.
23. Вахтель, Л.В. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. — 134 с.
24. Вахтель, Л.В. Психология и педагогика музыкально-исполнительской деятельности : учебное пособие / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко. — Воронеж, 2005. — 200 с.
25. Вахтель, Л.В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в профессиональном обучении психологов  // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности : коллективная монография. — Воронеж, 2007. — С. 284-295.
26. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2008. — 320 с.
27. Вахтель, Л.В. Этнокультурно-стилевой подход к музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография. — М. : Издательский дом «АТИСО», 2008. — 233 с.
28. Вахтель Л.В. Формирование профессионально-педагогических компетенций у студентов-практикантов: реалии и перспективы // Педагогическая практика в классическом университете: коллективная монография. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. — С. 55-72.
29. Вахтель, Л.В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография. — Воронеж, 2009. — 280 с.
30. Вахтель, Л.В. Теоретические основы этнокультурного развития студентов / Психология высшей школы: коллективная монография — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. — С. 102-135.
31. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности : психологическая характеристика и модель формирования. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 182 с.
32.  Вахтель, Л. В. Индивидуально-стилевые и этнокультурные характеристики инструментальных музыкально-исполнительских компетенций / Становление и развитие личности и профессионализма студента в процессе музыкального образования: компетентностный подход : коллективная монография / под ред А.С. Петелина. – Воронеж, ВГПУ, 2014. / Л. В. Вахтель; ред. А. С. Петелин. — Воронеж : ВГПУ, 2014. — 245-262 C.
33. Вахтель Л.В. Проектирование этнокультурной деятельности преподавателей творческих специальностей / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, Ш.М. Мустафа // Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие. Монография. — Воронеж, 2015. — С. 94-108.
34. Вахтель Л.В. Этнокультурные аспекты объектно-субъектного преобразования личности в образовательном процессе // Концепция объектно-субъектного преобразования личности в созидании новых творческих реальностей : монография / Л.В. Вахтель // Воронеж Издательско-полиграфический центр «Научная книга». — Воронеж, 2017. — С. 3-314.
35. Вахтель Л.В. 80 лет Воронежской композиторской организации. Страницы хроники: коллективная монография / Л.В. Вахтель, А. Ботникова, Е. Вершинина, И. Вишнивицкая, В. Головина — 1-е изд. — Воронеж : Кварта, 2018. — 224 C. — ISBN 978-5-89609-540-8.
36. Вахтель Л.В. 80 лет воронежской композиторской организации : страницы хроники // 80 лет Воронежской композиторской организации. Страницы хроники: коллективная монография. 1-е изд. — Воронеж : Кварта, 2018. — 224 C.
37. Вахтель Л.В. От простого к сложному. Фортепианные сочинения воронежских композиторов для детей и юношества : учебное пособие // Л.В. Вахтель. — Воронеж : Кварта, 2021. — 164 C.
38. Вахтель Л.В. Психология музыкальной одаренности : учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов по дисциплине «Психология музыкальной одаренности», ООП по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование // Л.В. Вахтель. – Воронеж : ВГПУ, 2021. – 64 с.
39.  Вахтель Л.В. Памяти профессора ВГУ, доктора педагогических наук Н. И. Вьюновой / Научно-педагогическое наследие Н. И. Вьюновой в трудах и воспоминаниях коллег и учеников : монография / под. Ред Вахтель Л. В., Хлоповских Ю. Г., Листенгартена В. С. – Воронеж, Кварта, 2022. – 444 с., С. 4–20.
40. Вахтель Л.В. Основные идеи научной школы Н. И. Вьюновой и их реализация в трудах учеников / Научно-педагогическое наследие Н. И. Вьюновой в трудах и воспоминаниях коллег и учеников : монография / под. ред Вахтель Л. В., Хлоповских Ю. Г., Листенгартена В. С. – Воронеж, Кварта, 2022. – 444 с., С. 245–249.
41. Вахтель Л.В. Этнокультурно-стилевой подход к музыкально-исполнительской деятельности студента / Научно-педагогическое наследие Н. И. Вьюновой в трудах и воспоминаниях коллег и учеников : монография / под. ред Вахтель Л. В., Хлоповских Ю. Г., Листенгартена В. С. – Воронеж, Кварта, 2022. – 444 с., С. 256–270.
42. Вахтель Л.В. Педагогика и психология высшего музыкального образования: монография / Л.В. Вахтель. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – 216 с. ISBN 978-5-00044-931-8.

Научные статьи и тезисы:

43. Вахтель, Л.В. Опыт интерпретации музыкального сочинения в современной фортепианной педагогике // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 9 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж, 2000. — С. 25-29.
44. Вахтель, Л.В. Интерпретация современной музыки в классе рояля. М. Носырев. Сонатина для фортепьяно ми-бемоль мажор // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 11. — Воронеж, 2001. — С. 97-105.
45. Вахтель, Л.В. Переосмысление традиций интерпретации музыкального сочинения как основа формирования индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 12. — Воронеж, 2002. — С. 81-85.
46. Вахтель, Л.В. Понятие индивидуального стиля деятельности в контексте психологической концепции деятельности // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13. — Воронеж, 2002. — С. 22-29.
47. Вахтель, Л.В. Принципы изучения индивидуального стиля деятельности // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13. — Воронеж, 2002. — С. 74-77.
48. Вахтель, Л.В. Механизм волевой регуляции в функционировании «базового исполнительского комплекса» // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 14. — Воронеж, 2002. — С. 27-41.
49. Вахтель, Л.В. К вопросу о музыкальных способностях // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15. — Воронеж, 2002. — С. 28-32.
50. Вахтель, Л.В. Методологические основы интерпретации музыкального сочинения // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15. — Воронеж, 2002. — С. 45-56.
51. Вахтель, Л.В. Познавательные и духовные способности в системе индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя // Теория и практика образования: история и современность : сб. науч. тр. Вып. 11. — Липецк, 2002. — С. 245-252.
52. Вахтель, Л.В. Понятие и функции индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя / М.А. Харченко // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 4. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 99-101.
53. Вахтель, Л.В. Характеристика индивидуальности в стиле деятельности студента-исполнителя // Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов, 2002. — С. 294-303.
54. Вахтель, Л.В. Традиции интерпретации музыкального сочинения в современной фортепианной педагогике // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи в XXI век : мат-лы науч.-практ. конф. — Кострома, 2002. — С. 34-36.
55. Вахтель, Л.В. Специфика личностно-деятельностного подхода в современной музыкальной педагогике // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и проблемы современного образования : мат-лы Рос. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2002. — С. 38-43.
56. Вахтель, Л.В. Этапы изучения, структура и функции индивидуального исполнительского стиля студента музыкально-педагогического вуза // Профессиональное педагогическое образование: сб. науч. тр. Вып. 3. — Воронеж, 2003. — С. 65-70.
57. Вахтель, Л.В. Модель формирования индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя педагогического вуза // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 16. — Воронеж, 2003. — С. 64-81.
58. Вахтель Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж, 2003. — С. 13-16.
59. Вахтель, Л.В. К вопросу об одномерном шкалировании в музыкальной и педагогической психологии / М.А. Харченко // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж, 2003. — С. 81-84.
60. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода // Интеграция наук как методологический феномен художественного образования : мат-лы междунар. научн.-практ. конф. — Воронеж, 2003. — С. 12-14.
61. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента музыкально-педагогического вуза как инновационный процесс // Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации : мат-лы межрегион. науч.-методич. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. — С. 173-176.
62. Вахтель, Л.В. Экспериментальное исследование формирования индивидуального стиля деятельности студента музыкально-педагогического вуза / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко // Ученые записки. Серия: психолого-педагогические науки. — Курск : Изд-во Регион. открытого социальн. ин-та, 2003. — С. 33-48.
63. Вахтель, Л.В. Деятельностная природа формирования индивидуального музыкально-исполнительского стиля студента // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2004. — Ч. 1. — С. 66-70.
64. Вахтель, Л.В. Основы специального курса «Психология исполнительской интерпретации музыкального сочинения»  // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования : мат-лы межвуз. науч.-прак. конф. — Воронеж, 2004. — С. 28-32.
65. Вахтель, Л.В. Воспитание психологической культуры музыканта // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : мат-лы Пятой межрегион. науч.-практ. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 168-171.
50. Вахтель, Л.В. Индивидуальный музыкально-исполнительский стиль как выражение модального и маргинального // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования : мат-лы Всеросс. науч.-прак. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. академия искусств, 2005. — С. 202-204.
66. Вахтель, Л.В. Психологическое измерение творчества // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 7 Воронеж, 2005. — С. 83-87.
67. Вахтель, Л.В. Средства исполнительской интерпретации музыкального сочинения  // Известия Воронежского гос. пед. ун-та «Музыка». Вып. 356 . — Воронеж, 2005. — С. 41-48.
68. Вахтель, Л.В. Творческая активность студента как фактор формирования педагогического стиля // Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя в классическом университете : мат-лы городского науч.-прак. семинара. — Воронеж, 2005. — С. 38-40.
69. Вахтель, Л.В. Использование средств музыки для формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста  // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 9. — Воронеж, 2007. — С. 92-99.
70. Вахтель, Л.В. Психологическое исследование образов, возникающих при восприятии музыки композиторов различных национальных школ // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. научн. тр. Вып. 27. — Воронеж, 2007. — С. 67-75.
71. Вахтель, Л.В. Этнокультурные универсалии образовательной среды вуза // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы междунар. науч.-прак. конф. — Воронеж, 2008. — С. 87-91.
72. Вахтель, Л.В. По следам отчужденного «Я» // Филологические записки. — 2008. — Вып. 27. — С. 280-285.
73. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента как интегративная категория / Н.И. Вьюнова // Проблемы и перспективы развития художественного профессионального педагогического образования : мат-лы всеросс. науч.-прак. конф. — Самара, ПГСГА, 2009. — Часть 1. — С. 3-9.
74. Вахтель, Л.В. Теоретические направления музыкально-исполнительской деятельности студентов /Н.И. Вьюнова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сб. научн. ст. Вып. 2. — Воронеж, 2009. — С. 228-239.
75. Вахтель, Л.В. Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы междунар. научно-практичес­кой конф.,— Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2010. — Часть 1. — С. 114-117.
76. Вахтель, Л.В. Психологические закономерности формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов // Проблемы и перспективы развития художественного профес­сионального педагогического образования : мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Самара, 2010. — Часть 1. — С. 23-30.
77. Вахтель, Л.В. Психологический ракурс изучения категории «образ мира» // Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза: материалы междунар. науч.-прак. конференции. Ч. 1. — Воронеж : ВГУ, 2011. — С. 57–62.
78. Вахтель, Л.В. Этнокультурные аспекты высшего профессионального образования // Высшее образование в изменяющемся обществе : мат-лы междунар. науч.-прак. конф. — Москва, НОУ ВПО Столичная финансово-гуманитарная академия, 2011. — С. 96-100.
79. Вахтель, Л.В. Воспитание психологической культуры в учебно-профессиональной деятельности музыкантов // Проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : мат-лы междунар. научно-практичес­кой конф. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2011. — С. 124-128.
80. Вахтель, Л.В. Сущность психологической культуры современного учителя музыки // Психология образования в ХХ1 веке: теория и практика : мат-лы междунар. научно-прак. конф. — Волгоград, ВГСПУ, 2011. — С. 406-408.
81. Вахтель, Л.В. Проблемы этнокультурного развития преподавателей в современном образовательном пространстве вуза // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования: мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Воронеж, ВГУ, 2012. — С. 87-92.
82. Вахтель, Л.В. Теоретические основы этнокультурного развития в системе музыкального образования (тезисы) // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования: мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2012. — С. 236-244.
83. Вахтель, Л.В. Особенности психологической культуры музыкантов-исполнителей // Пятый Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» научные мат-лы. — Москва, 14-18 февр. 2012. — С. 360-361.
84. Вахтель, Л.В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности как инновационный процесс // мат-лы научно-практичес­кой конф. — Белгород, 2013. — С. 136-144.
85. Вахтель, Л.В. Этнокультурная компетентность субъектов образовательного процесса // мат-лы всеросс. научно-прак. конф., посвященной В.А. Сластенину. — Белгород, 2013. — С. 46-52.
86.  Вахтель, Л. В. Психологический анализ личности художника как источник самопознания / Л. В. Вахтель // Преподаватель высшей школы: от проектировочной деятельности – к проектировочной компетентности: сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Проектировочная деятельность преподавателя высшей школы: от теории к практике», 14 июня 2014 г., г. Воронеж / под общ. ред. Н.И. Вьюновой, Е.В. Кривотуловой. — Воронеж, 2014. — С. 168-171.
87.  Вахтель Л. В. Психологическое исследование личности художника / Л. В. Вахтель // ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : Сборник материалов юбилейной конференции : В 5 томах : Том 5. — М., 2015. — С. 269-272.
88. Вахтель Л.В. Этнокультурная компетентность субъектов образовательного процесса / Л.В. Вахтель // Вестник Воронежского государственного университета № 4. Серия география и экология. — В., 2015. — С. 95-98.
89.  Вахтель Л.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственной культуры личности в учебно-профессиональной деятельности студентов / Л.В. Вахтель, А.Н. Юрьев // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: мат-лы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2015. — С. 308-313.
90. Вахтель Л.В. Музыкальные традиции в Китае / Л.В. Вахтель,  И Юнань // Инновационные подходы в современном художественном образовании : мат-лы  8-ой научно-практической конференции. — Воронеж, 2015. — С. 30-32.
91.  Вахтель Л.В. Музыкально-педагогическое образование в Воронеже : истоки и современность / Л.В. Вахтель // Веневитиновские чтения. — Воронеж, 2015.
92.  Вахтель Л. В. Развитие музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л. В. Вахтель, Н. И. В // Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы международной научно-практической конференции – Самарский государственный социально-педагогический университет. – 18 ноября 2016. — Самара, 2016. — С. 12-19.
93. Вахтель Л.И. История становления музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л.И. Вахтель // Педагогическое образование: вызовы ХХI века. Мат-лы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Сластенина – Воронежский государственный университет. – 22-23 сентября 2016. — Воронеж, 2016. — С. 53-56.
94. Развитие профессиональных и личностных качеств студентов в современном музыкальном образовании / Л.В. Вахтель // Педагогическое образование: вызовы 21 века. Матлы 9 международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО В.А. Сластенина – Самарский государственный социально-педагогический университет. – 4-5 октября 2018. – С. 245-247.
95.Вахтель Л.В. Развитие профессиональных и личностных качеств студентов в современном музыкальном образовании / Л.В. Вахтель // Самарский государственный социально-педагогический университет. — Самара, 2018. — С. 245-247.
96.  Вахтель Л.В. Музыкальное прочтение творчества Виктора Будакова / Вахтель Л.В.// Писатель и просветитель / Л.В. Вахтель // Научная книга. — Воронеж, 2018. — С. 224-229.
97. Вахтель Л.В. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ / Л.В. Вахтель // научный совет по проблемам музыкального образования: Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Вологодский госуниверситет, Пермский гос. гуманит. пед. университет. — М., 2019. — С. 96-104.
98. Вахтель Л.В. Поэтическое наследие Виктора Будакова в музыке воронежских композиторов // Музыкальное образование в контексте современных социокультурных вызовов: мат-лы международной конференции – Воронежский государственный педагогический университет. – 22 апреля 2019. С. 189-196.
99. Вахтель Л.В. Психологический ракурс интерпретации произведения искусства / Международный научный вестник. Вестник объединения православных ученых №1 (21), 2019. – С. 24-31.
100. Вахтель Л.В. К вопросу психологического консультирования одаренных обучающихся в образовательном процессе / Мат-лы XII Международной научно-практической конференции «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:  ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА», посвященной памяти академика РАО В.А. Сластенина.
101. Вахтель Л.В. Особенности развития одаренных обучающихся / Современное художественное образование : теория и практика : мат-лы четвертой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию ВГПУ. Воронеж. , ВГПУ. – 2021. –С. 19 – 23.
102. Вахтель Л.В. Специальные музыкальные школы для одаренных детей : история, современность, перспективы : мат-лы Всероссийской с международным участием научной конференции восьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – М., 2022. – С. 268 – 272.

Учебно-методические пособия и программы:

103. Вахтель, Л.В. Психология творчества // Программы учебных дисциплин по специальности 020400 (030301) Психология. Дисциплины специализаций. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 197-209.
104. Вахтель, Л.В. Специальная практика в вузе : учебно-методическое пособие. — Воронеж, 2005. — 60 с.
105. Вахтель, Л.В. Исполнительская интерпретация музыкального сочинения : учебно-методическое пособие. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — 22 с.
106. Вахтель, Л.В. Психология творчества : учебно-методическое пособие. — Воронеж, 2006. — 32 с.
107. Вахтель, Л.В. История художественной культуры : учебно-методическое пособие / Л.В. Вахтель. — Воронеж, 2007. — 58 с.
108. Вахтель, Л.В. Художественно-творческий проект (методические рекомендации по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену) Воронеж, 2011. — 44 с.
109. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение музыкально-исполнительской деятельности студентов (учебное пособие), Воронеж, 2012. — 154 с.
110. Вахтель, Л.В. Художественно-творческий проект (учебно-методическое пособие), Воронеж, 2013. — 60 с.
111. Вахтель Л.В. Психология музыкальной одаренности : учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов по дисциплине «Психология музыкальной одаренности», ООП по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование // Л.В. Вахтель. – Воронеж : ВГПУ, 2021. – 64 с.

Из газетных публикаций

1. Л. Вахтель. Джаз — это музыка будущего // Воронежские вести. 26 апреля 1996. — № 16.
2. Л. Вахтель, Н. Тимофеев. «Я только пою» // Воронежские вести. 12 апреля 1990. — № 14.
3. Л. Вахтель. «Кто может сравниться…» // Воронежские вести. 14 февраля 1997. — № 7.
4. Л. Вахтель. Музыкантам нужен союз // Коммуна. — 2 декабря 2004.
5. Л. Вахтель. Призвание – учитель // Воронежский курьер. 17 апреля 2004.
6. Л. Вахтель. Представляя великую профессию // Молодой коммунар. 13 ноября 2004.
7. Л. Вахтель. Пламя сплетений // Молодой коммунар. 22.03.2005. — № 30.
8. Л. Вахтель. Длинной речи краткий смысл // Молодой коммунар. 18.03.2005. — № 29.
9. Л. Вахтель. Самая русская немка // Молодой коммунар. 13.01.2005. — № 2.
10. Л. Вахтель. «Фауст-симфония» и взгляд на мир // Молодой коммунар. 7.10.2005. — № 116.
11. Л. Вахтель. Общество немецкого языка в Воронеже // Молодой коммунар. 2005.
12. Л. Вахтель. В музыке не может быть застывших истин // Молодой коммунар. Июль 2006.
13. Л. Вахтель. Партитура «Созвучия» // Время культуры. Февраль 2012.
14. Л. Вахтель. Ее лучистые глаза (памяти Веры Теплитской) // Воронежский телеграф. Февраль 2013. — № 158.

Из публикаций о Л.В. Вахтель:

1. Асанина Ю. «В нее влюбляются, услышав…» // Воронежские вести. 5 апреля 1996. — № 31.
2. Лепендин П. Прекрасен ваш союз // Воронежский курьер. 21 апреля 2007. — № 44.
3. Верзилина Н. Вариации ее жизни // Воронежский курьер. 18 апреля 2006. — № 41.
4. Тимофеев Н. Русские идут // Воронежские вести. 16 июня 2004. — № 44.
5. Тимофеев Н. Вернулись лауреатами // Коммуна. 25 апреля 2001.
6. Вологда подарила Воронежу лауреатов // Воронежские вести. 25 апреля 2001. — № 3.
7. Тимофеев Н. Музыкальная ось Берлин – Воронеж // Воронежские вести. 29 августа 2001. № 64.
8. Носырева Э. За роялем Бетховена // Коммуна. 26 июня 2004. — № 97.
9. Носырева Э. Из Воронежа в Петербург // Коммуна. 2 февраля 2008. — № 16.
10. Спирина Л. Все уже было и все еще будет // Молодой коммунар. 1.04. 2008. — № 34.
11. Тимофеев Н. Шуману — от Ларисы… // Российская газета. 1 июля 2004. № 138.
12. Бельских Л. Встреча на Рейне // Молодой коммунар. 1.07.2004.
13. Шабунина К. Хрустальная гармония // Воронежский курьер. 22 марта 2008. — № 31.
14. Шалагина А. Концерт у камина // Коммуна. 23 октября 2012. — № 158.
15. Тимофеев Н. Лики рояля // Воронежские вести. 14 ноября 2001. — № 84.
16. Тимофеев Н. «О, память сердца!» // Коммуна. 26 февраля 2000. — № 36.
17. Купчихина И. Я в своей жизни ко всему готова : интервью с Ларисой Вахтель // Воронеж (городской еженедельник). 26 мая 2000. — № 11.
18. Фомина Е. Заключительный аккорд // Воронежский курьер. 7 февраля 2012. — № 13.
19. Шалагина А. Музыкальные приношения Тихону Хренникову // Коммуна. 31 мая 2013. —№ 75.
20. Лютая Р. Мир божий, полный творчества и благодарности // Молодой коммунар. 22.01.2005. — № 6.
21. Тимофеев Н. Возобновление «Вариаций с фортепиано» // Воронежские вести. 25 февраля 2004. — № 8.
22. Тимофеев Н. Возрождение традиций // Воронежские вести. 10 января 2001. — № 2.
23. «Ты гори, невидимое пламя» // Свет твой. Издание братства во имя Святителя Тихона Задонского. Январь 2008. — № 4.
24. Кравченко Е. Свет ее жизни // Молодой коммунар. 12.11.1996. — № 132.
25. Жарких Е. «Я ушла гулять по городу» // Инфа. 13 ноября 1996. — № 41.
26. Тимофеев Н. Романс забытый давних лет // Воронежские вести. 12 июля 1996. — № 26.
27. Тимофеев Н. Вариации с фортепиано // Воронежские вести. 25 февраля 2000. — № 8.
28. Луценко Е. И душа с душою говорит // Воронежские вести. 24.12.1996.