Волков Сергей Николаевич
г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов России с 1973 года, лауреат премии Воронежского комсомола имени В. Кубанева (1978), премии имени М.Е. Пятницкого (2000), награжден медалью «За заслуги» (2008)
С.Н. Волков родился 10 июля 1944 года в г. Оха Сахалинской области. Окончил в Грозном музыкальную школу и музыкальное училище по классу фортепиано и теории музыки. Параллельно выступал как пианист с созданным им молодежным джазовым септетом «Дикси» при Доме культуры им. Кирова, участвовал в «Творческом объединении молодых». Тогда и начались первые опыты в композиции – создание песен, небольших фортепианных пьес для детей, джазовых опусов и аранжировок. По окончании училища работал концертмейстером в Грозненской спортивной школе молодежи, одновременно занимался композицией с ленинградским композитором и музыковедом А.С. Розановым.
В 1966 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на факультет композиции (класс профессора В.И. Цытовича). Обучался гармонии у профессора Ю.Н. Тюлина, анализу музыкальных форм – у проф. В.А. Успенского, современной музыке – у проф. С.М. Слонимского, музыкальной и оперной драматургии – у проф. А.Н. Дмитриева, фортепиано – у проф. Н.В. Мелодиевой. Основными произведениями консерваторского периода являются «Симфониэтта», исполненная симфоническим оркестром Петрозаводской филармонии, «Вариации» для фортепианного квинтета, «Соната» для фортепиано, балетные номера «Подвиг» и «Начало пути» (постановка хореографа Ф.И. Балабиной).
После консерватории в 1971 году С.Н. Волков был направлен в Воронежское музыкальное училище преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, где работал до 1987 года, параллельно выступая как лектор-музыковед областной Филармонии.
Композиторский дебют в Воронеже состоялся в 1972 году в филармоническом симфоническом концерте, в 1973 году он принят в члены Союза композиторов СССР по рекомендации композитора С.А. Баласаняна и музыковеда М.С. Пекелиса.
Особенной продуктивностью отличается профессиональная работа C.Н. Волкова в конце 1970-х и 1980-х годов. В этот период он активно участвовал во многих фестивалях, пленумах, творческих встречах, выступал председателем жюри городских конкурсов-смотров. Оказывая помощь самодеятельным композиторам и коллективам города и области, он сотрудничал с методическим кабинетом Дома народного творчества, выступал в выездных концертах музыкального лектория филармонии.
За вокальный цикл «Наша слава и молодость – БАМ», написанный после поездки на агитпоезде «Молодогвардеец» по городам Сибири с концертами для нефтяников и строителей магистрали, С.Н. Волков удостоен звания лауреата премии Воронежского комсомола имени В. Кубанева (1978); за серию новых симфонических произведений – областной премии имени М.Е. Пятницкого (2000). Вклад композитора в развитие музыкального искусства Воронежской области отмечен медалью «За заслуги» (2008).
Творчество композитора воплощает внутренний мир человека с контрастными состояниями души, это и составляет основу индивидуального композиторского почерка С.Н. Волкова. Им написано около ста сочинений в различных жанрах симфонической, театральной, хоровой и камерной музыки, произведений для детей и юношества, а также многочисленных транскрипций опусов других авторов. Универсализм композитора проявляется в разнообразии стилистических манер, форм и исполнительских составов, которые избираются им для воплощения художественных замыслов, в обширной тематике произведений. Его увлекает и архаический знаменный распев, русские и кавказские фольклорные интонации, и джазовые ритмы…
Благодаря яркой образности и внятности музыкального языка многие опусы композитора постоянно включаются в концертные программы, входят в педагогический репертуар, регулярно звучат на музыкальных форумах, фестивалях и пленумах Союза композиторов. В разные годы его сочинения исполнялись симфоническом оркестром Воронежской филармонии, Московским ансамблем «Студия новой музыки», Московским ансамблем современной музыки, «Романтик-Квартетом» (Москва) и другими коллективами и именитыми исполнителями.
Основные сочинения С.Н. Волкова
Для симфонического оркестра:
1. «Симфониетта» для большого симфонического оркестра.
2. Симфония № 1 .
3. Симфония № 2 «Русская».
Циклические и одночастные произведения для оркестра:
- «Сказки» – симфонический триптих.
- «Из сказок Г.-Х. Андерсена» – симфоническая сюита.
- «Память» – симфоническая поэма.
- «Горская легенда» – симфоническая фантазия.
- «Три багатели» для ударных и струнного оркестра.
- «Ювенильное море» – увертюра для симфонического оркестра и смешанного хора на сл. А. Платонова.
- «Благовест» – симфоническая поэма.
- «Воспоминания из детства» – симфоническая сюита.
- «Посвящение» – сюита для струнного оркестра памяти В.В. Милютиной и А.С. Розанова.
- «Лицейские годы» – сюита-фантазия в 4-х частях для малого симфонического оркестра.
- «Памяти погибших во Второй мировой войне» – симфоническая поэма к 65-летию Победы.
Инструментальные концерты, произведения для солирующих инструментов с оркестром:
- Концерт для фортепиано с оркестром.
- Концерт для кларнета с оркестром.
- Концерт для тромбона с оркестром.
- «Симфонический бурлеск» для 13 инструментов.
- «Konzertstuck» для камерного оркестра.
Камерные инструментальные произведения:
- Струнный квартет.
- Вариации» для фортепианного квинтета.
- «Картинки по сказкам Г.-Х. Андерсена» – сюита для фортепиано.
- «Звоны» – поэма для фортепиано.
- Соната для фортепиано.
- «Юмореска» для фортепиано.
- Две прелюдии для трубы и фортепиано.
- Шесть прелюдий для фортепиано.
- Три бурлеска для духового квинтета.
- «Триптих» для духового квартета.
- «Три багатели» для ударных и фортепиано.
- «Пять пьес» для двух кларнетов разных систем.
- «Благовест» – поэма для двух фортепиано.
- Струнный квартет № 1 (памяти А.С. Розанова).
- «Концертино» для двух фортепиано.
- Струнный квартет № 2.
- «Пустобрешки» – триптих для инструментального квинтета.
- «В садах Лонгвудов» – фантазия для фортепиано.
Произведения для хора:
- «Весна ранняя» для женского хора a’capellа на сл. Л. Мухиной.
- «Народные сцены» – кантата для солистов, хора и фортепиано /либретто А.С. Розанова по произведениям А. Афанасьева.
- «Мальчиш-Кибальчиш» для детского хора и фортепиано на сл. В. Бескаравайного.
- «Наш хор» для детского хора и фортепиано.
- Четыре хора на стихи С. Маршака: «К далеким берегам !», «Что мы сажаем, сажая леса ?», «Веселый день», «Угомон» для детского хора и фортепиано (1988).
- Четыре хора на стихи русских поэтов для детского хора и фортепиано.
- «Любовная песнь» для баритона и смешанного хора на ст. Ф. Петрарки.
- Три хора для смешанного хора a’capella: «Христос воскрес!» на ст. А. Майкова, «Люблю молитв уединенья» на ст. К.Р. (К. Романова), «Живите, люди добрые» на ст. К. Фофанова.
- «Гимн Воронежу» для баса, смешанного хора и фортепиано на сл. В. Будакова.
Музыка к хореографическим постановкам:
- «Бессмертие» – хореографическая поэма для симфонического оркестра.
- «Сыщик» – хореографическая фантазия-шутка для танцевального дуэта в сопровождении джазового септета.
- «Посиделки» – хореографическая народная сцена для танцевального ансамбля в сопровождении фортепиано
Музыка к драматическим спектаклям:
- Ю. Елисеев «Сэмбо».
- К. Гольдони «Лжец».
- А. Хмелик, М. Шатров «Дождь лил как из ведра».
- М. Рехельс «Три мушкетера».
- М. Шатров «История одного покушения».
- Э. Успенский «Наследство волшебника Бахрама».
- «Путешествие в страну чудес» – новогодняя сказка.
- «Разноцветная книга» – мюзикл для детей / либ. А. Тарасенко по произв. С. Маршака.
- Н. Эрдман «Самоубийца» – музыкальный спектакль.
Вокальные произведения:
- «Песни Неведения» – вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано на стихи В. Блейка в пер. С. Маршака / «Заблудившийся мальчик», «Найденный мальчик», «Дитя – радость».
- Вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи французских поэтов.
- «На зеленой, на лужайке» – песня для сопрано и фортепиано на ст. А. Прокофьева для детей.
- Романсы «Зима», «Золотой олень» для сопрано и фортепиано на стихи В. Головановой.
- «Синие дожди» – баллада для баритона и фортепиано на сл. Е. Синицына.
- «Наша слава и молодость – БАМ» – вокальный цикл для баритона и фортепиано ВИА на стихи Ю. Фролова.
- Песни для детей: «На заре у речки…», «Паук», «Песенка в сенокос», «Колыбельная».
- Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано (малого симфонического оркестра) на стихи латышских поэтов в пер. Л. Копыловой.
- «Сургут – Уренгой» для ВИА на сл. А. Пресмана.
- «Песня о Воронеже» для ВИА на сл. В. Кузнецова.
- «Идут в наступление строки» для баритона и фортепиано на сл. В. Кузнецова.
- «Память» для дуэта мужских голосов и фортепиано на сл. К. Охберг.
- «Дорога» – баллада для баритона и фортепиано с ВИА на сл. Ю. Фролова.
- «Вот наступит апрель» – баллада для баритона и фортепиано на ст. А. Голубева.
- «Новый раек» – вокальный триптих для баса и фортепиано на ст. Е. Евтушенко.
- Три романса для баритона и фортепиано на ст. А. Межирова: «У человека в середине века…», «Жизнь ушла, отлетела…», «Через артистические входы».
- Песни для баритона и фортепиано на ст. Г. Поженяна: «Там в родной сторонке…», «Как я просто, когда-то… », «У моря».
- «Листья падают» – романс для меццо-сопрано и фортепиано на сл. Е. Евдокимова.
- Романсы на стихи А. Платонова «Сумрак» для баритона и фортепиано, «Родник» для сопрано и фортепиано.
- «Старая Калитва» – романс для баритона и фортепиано на сл. В. Будакова.
- «Телега жизни» – романс для баритона и фортепиано на ст. А. Пушкина.
Оркестровки, транскрипции и переложения:
- «Тимполеро» – для солирующих ударных и симфонического оркестра на тему неизвестного автора.
- Ф. Дюпон – С. Волков «Варьете» для солирующих ударных и симфонического оркестра.
- «Фантазия на темы Дж. Гершвина» для инструментального квартета.
- С. Прокофьев – С. Волков «Сказки старой бабушки» для симфонического оркестра.
- «Рождественская прелюдия» для скрипки и фортепиано.
- «Радость для мира» – увертюра для симфонического оркестра на тему анонимного автора к 250-летию В.-А. Моцарта.
- Дм. Шостакович – С. Волков «Фантастические танцы» для симфонического оркестра к 100-летию Дм. Шостаковича.
- П. де Сарасате – С.Волков «Мирамар» для скрипки и симфонического оркестра.
- Дж. Гершвин – С.Волков «Вальс in С» для скрипки, альт-саксофона и фортепиано.
- К. Жобим – С. Волков «Когда-то я любил» для скрипки, альт-саксофона и фортепиано.
- А. Розанов «Ленинградская поэма» / переложение для двух фортепиано.
Основные сочинения: