В Доме актера показали спектакль «Играли мы со временем-песком» на музыку Елизаветы Ткачевой
13.12.2015
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Михаил Квасов
Совместный проект Воронежского Союза композиторов и театра «Неформат» оказался смелым, неожиданным и интересным. В основу проекта лег вокальный цикл для солистов и камерного ансамбля Елизаветы Ткачевой «В поисках времени», написанный на стихи европейских поэтов двадцатого века. Его номера уже звучали на концертах и фестивалях, и в какой-то момент исполнение потребовало необычной формы.
Игра со временем, текучим как песок, игра, завораживающая и небезобидная, которая начинается как идиллия, а развивается как пари со смертью – возможно, в этом главная мысль спектакля. На сцене – странный мир, созданный Антоном Тимофеевым (он выступил и в качестве сценографа) с помощью нескольких штрихов: задрапированной сцены – то ли зыбкий песок, то ли замершие волны, задника, расписанного в духе картин Чюрлёниса, огоньков холодных звезд, нереального солнца, похожего на шар пустынного перекати-поля, время от времени вспыхивающего таинственным огнем. Этот мир населен героями. Первыми появляются музыканты: Ольга Князева (флейта), Лариса Вахтель (фортепиано), Екатерина Иванова (скрипка), Юрий Макаренко (виолончель). Инструментальный ансамбль одухотворяет призрачный мир, звуки обретают плоть, и вот мы уже видим его персонажей: Девушку (Таисия Усольцева), Юношу (Алексей Тюхин), Добро (Михаил Лобас), Коварство (Светлана Дюдина). Они встречаются и расстаются, предают и борются друг с другом. Маленькая история любви разрастается до вселенских размеров трагедии в духе «Пера Гюнта», с мощным философским подтекстом поиска смысла жизни, обретения себя, осознания не случайности своего присутствия в мире.
Вокальные миниатюры на стихи испанских, итальянских, бельгийских, норвежских, датских, греческих, немецких, австрийских поэтов чередуются как номера спектакля. Здесь и лирические баллады, и драматические речитативы, и острохарактерные выпады в духе кабаре. Сложная музыкальная ткань воспринимается легко благодаря режиссерской логике, четко поставленной задаче и мастерству артистов. Солистам театра оперы и балета не привыкать петь в самом неудобном положении – танцуя, лежа, стоя почти на «мостике», а музыкантам Молодежного симфонического оркестра и оркестра оперного театра – исполнять произведения современных композиторов. Антон Тимофеев сумел услышать в вокальном цикле Елизаветы Ткачевой драматургию, ему удалось наполнить простые формы глубоким содержанием. Эта живая, талантливая, интересная работа заставляет думать и сопереживать. С ней хочется встретиться еще раз.