Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

В поисках времени

04 В поисках времени - без даты

 

13.12.2015
  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Михаил Квасов

Совместный проект Воронежского Союза композиторов и театра «Неформат» оказался смелым, неожиданным и интересным. В основу проекта лег вокальный цикл для солистов и камерного ансамбля Елизаветы Ткачевой «В поисках времени», написанный на стихи европейских поэтов двадцатого века. Его номера уже звучали на концертах и фестивалях, и в какой-то момент исполнение потребовало необычной формы.

- История спектакля началась довольно давно, — рассказывает одна из его участников, председатель регионального отделения Союза композиторов РФ пианистка Лариса Вахтель. – Елизавета Ткачева пришла с папкой нот, мы их послушали, загорелись и решили учить как вокальный цикл. Но нам чего-то не хватало. А потом в работу включился создатель театра «Неформат» Антон Тимофеев и придал всей этой истории трогательный смысл.

Игра со временем, текучим как песок, игра, завораживающая и небезобидная, которая начинается как идиллия, а развивается как пари со смертью – возможно, в этом главная мысль спектакля. На сцене – странный мир, созданный Антоном Тимофеевым (он выступил и в качестве сценографа) с помощью нескольких штрихов: задрапированной сцены – то ли зыбкий песок, то ли замершие волны, задника, расписанного в духе картин Чюрлёниса, огоньков холодных звезд, нереального солнца, похожего на шар пустынного перекати-поля, время от времени вспыхивающего таинственным огнем. Этот мир населен героями. Первыми появляются музыканты: Ольга Князева (флейта), Лариса Вахтель (фортепиано), Екатерина Иванова (скрипка), Юрий Макаренко (виолончель). Инструментальный ансамбль одухотворяет призрачный мир, звуки обретают плоть, и вот мы уже видим его персонажей: Девушку (Таисия Усольцева), Юношу (Алексей Тюхин), Добро (Михаил Лобас), Коварство (Светлана Дюдина). Они встречаются и расстаются, предают и борются друг с другом. Маленькая история любви разрастается до вселенских размеров трагедии в духе «Пера Гюнта», с мощным философским подтекстом поиска смысла жизни, обретения себя, осознания не случайности своего присутствия в мире.

Вокальные миниатюры на стихи испанских, итальянских, бельгийских, норвежских, датских, греческих, немецких, австрийских поэтов чередуются как номера спектакля. Здесь и лирические баллады, и драматические речитативы, и острохарактерные выпады в духе кабаре. Сложная музыкальная ткань воспринимается легко благодаря режиссерской логике, четко поставленной задаче и мастерству артистов. Солистам театра оперы и балета не привыкать петь в самом неудобном положении – танцуя, лежа, стоя почти на «мостике», а музыкантам Молодежного симфонического оркестра и оркестра оперного театра – исполнять произведения современных композиторов. Антон Тимофеев сумел услышать в вокальном цикле Елизаветы Ткачевой драматургию, ему удалось наполнить простые формы глубоким содержанием. Эта живая, талантливая, интересная работа заставляет думать и сопереживать. С ней хочется встретиться еще раз.



 

 

http://xn—-ctbbwk3bl.xn--p1ai/v-dome-aktyora-igrali-so-vremenem

Журналист: Надежда Роготовская
Оператор: Вадим Кузин

Размышления о жизни всегда с налётом грусти. Ведь прекрасные мечты, как правило, разбиваются о грубую реальность. К тому же, жизнь конечна. Перевёрнутые песочные часы – вот, пожалуй, её наиболее точное визуальное выражение. Песок, струящийся в узкое горлышко, песок, утекающий сквозь пальцы…

Видимо, об этом думали создатели музыкального спектакля, премьера которого состоялась в Доме актёра.

Спектакль так и называется «Играли мы со временем-песком».

Композитор Елизавета Ткачёва создала вокальный цикл на стихи европейских поэтов ХХ века, актёр академического театра драмы имени Кольцова и лидер творческого центра «Театр Неформат» Антон Тимофеев переплавил его в сценическую историю, придумал сценографию и даже собственноручно расписал задник.

Вокалисты Таисия Усольцева, Светлана Дюдина, Алексей Тюхин и Михаил Лобас, музыканты Ольга Князева, Лариса Вахтель, Екатерина Иванова и Юрий Макаренко представили её публике.

Каждая песня – отдельная история, в ней есть законченность номера, который удобно включать в сборные концерты. И всё же достоинство этого действа в его цельности. Музыка Елизаветы Ткачёвой разнообразна и, кажется, непроста. Особенно для вокалистов, которые продемонстрировали не только вокальную технику, но и актёрские качества. А музыканты – игру без помарок и крепкий ансамбль. Премьерная публика, среди которой было немало профессионалов, отметила это дружными аплодисментами.