В Воронеже открылся международный молодёжный фестиваль современной музыки «Созвучие»
http://culturavrn.ru/music/21121
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Михаил Квасов
В Доме композиторов прозвучали премьеры сочинений авторов Москвы, Костромы, Новосибирска, Липецка, Воронежа. После концерта состоялась творческая встреча с гостями из столицы и представителями региональных отделений Союза композиторов России.
Солист Москонцерта Павел Быков (баритон) и Лариса Вахтель (фортепиано) с огромной внутренней силой и драматизмом представили вокальный цикл Елены Лебедевой «Читая строки Мандельштама». Солистка театра оперы и балета Таисия Усольцева (сопрано) продемонстрировала проникновенное и стильное исполнение «Трёх стихотворений» Кирилла Уманского на стихи Мандельштама (партия фортепиано – Лариса Вахтель).
Великолепное актерское и вокальное прочтение песен Евгения Лицицына на стихи Бунина, романса Андрея Молчанова на стихи Жигулина и романса Елены Лебедевой на стихи Ростопчиной представила солистка театра оперы и балета Александра Добролюбова. Своё небольшое выступление она выстроила как спектакль, сумев показать характер каждой героини. Партию фортепиано исполнила Лариса Вахтель.
Яркой театральностью запомнился дуэт Маргариты Хныкиной и Михаила Лобаса, изящно и остроумно исполнивших вместе с Яной Лисак (фортепиано) «Сказку» Александра Мозалевского на стихи Маршака про птичку и охотника.
После концерта композиторы ответили на вопросы слушателей. Разговор о творчестве коснулся разных тем. Участники встречи говорили о своём отношении к Воронежу, о российском музыкальном контексте, о статусе композиторской профессии в современной России.
- Когда мне было 20 лет, я оказался в фольклорной экспедиции в Воронежской и Белгородской области, – вспоминает секретарь Союза композиторов России Кирилл Уманский. – Мы заехали в Острогожский район. Если Белгородская область похожа на картины Малевича с резкими, словно обрубленными линиями, то в Воронеже ландшафт более мягкий, я бы сказал, пантеистически-мистический. Мы с огромным уважением относимся к Воронежу, к этой столице Черноземья, географической оси России. Сейчас не самое простое время для Союза композиторов, и, хочется сказать словами царя Давида: «На Тя, Господи, уповахом». Так вот, мы уповаем и на Господа, и на региональные организации. И я хочу поблагодарить Воронежскую композиторскую организацию и её председателя – Ларису Вахтель. Лариса Викторовна – удивительный человек с точки зрения энтузиазма, энергии и конструктивной чёткости, с которой она сумела организовать работу Союза.
Лариса Вахтель
- У вас в Воронеже удивительные творческие силы, – продолжает тему председатель Костромской организации Союза композиторов Елена Лебедева. – И замечательная молодёжь, которая впитывает опыт предыдущих поколений. Среди региональных композиторских союзов Воронеж пользуется большим авторитетом: это место, куда музыканты стремятся приехать.
В беседе приняла участие Анна Данилова – молодой композитор, написавшая специально для воронежского конкурса «Зоологические песенки» на стихи Маршака. Эта работа получила Гран-при в одной из номинаций. Премьера сочинения состоялась на фестивале «Созвучие». Анна Данилова окончила Нижегородскую консерваторию, продолжает учёбу в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве.
- Сегодня композитор, окончивший консерваторию, чувствует себя выброшенным на улицу, – делится своими мыслями Анна. – Потому что не знает, куда податься. Продолжать учиться – единственный вариант. Надо многое пробовать, пытаться себя найти. Я сейчас пробую сконцентрироваться на позитивной музыке. Она связана, скорее, с юмористическим отношением к жизни. И это в первую очередь музыка для детей.
- Закон о творческих союзах до сих пор не принят, – сетует председатель Смоленской организации Союза композиторов Николай Писаренко. – В законе о труде нет ни профессии композитора, ни профессии писателя, ни профессии художника. Мы – изгои в нашем государстве. Нас назвали сначала общественной организацией, потом некоммерческой, а сейчас мы – негосударственная организация. Но ведь мы созидаем то, что слушают, читают и смотрят люди. И при этом их душа становится другой. Не уделять должного внимания профессиональным творческим союзам – значит не понимать сути, возможности и силы искусства. И продвигать сегодня надо не только экономические, но и творческие законы.