Воронеж. БЕЗФОРМАТА.RU. 20.12.12
http://voronej.bezformata.ru/listnews/tvorcheskaya-vstrecha-s-roderikom-de-manom/8544726/
Творческая встреча с Родериком де Маном
15 декабря в Каминном зале Дома композиторов Родерик де Ман провел мастер-класс «Из опыта профессионала». Мэтр «электроклассики» провел видео-презентацию своего творчества, а также подробно рассказал об истории создания некоторых произведений.
С 9 по 27 декабря в столице Черноземья проходит XXI фестиваль современной музыки «Рождественское созвучие», организованный Союзом композиторов России совместно с департаментом культуры и архивного дела Воронежской области. В этом году традиционный пул престижных площадок, задействованный в проведении ежегодного музыкального форума, пополнил Центр Галереи Чижова.
14 декабря в рамках фестиваля, приуроченного в этом году к 75-летию Союза композиторов России, в уютных интерьерах ресторанного дворика состоялась творческая встреча гостя из Голландии Родерика де Мана с поклонниками и представителями СМИ.
На стыке стилей
За его плечами – европейское музыкальное образование, полученное в Гаагской консерватории и в электронной музыкальной студии Дика Раймакерса, а также опыт сотрудничества с ведущими музыкальными коллективами и исполнителями. В его произведениях – непрекращающийся поиск новых форм, рожденных сочетанием классики и электроники, интеллектуальная сдержанность, отнюдь не равноценная безэмоциональности. Музыка харизматичного голландца звучит по всему миру и находит своего слушателя в каждом уголке планеты: от Канады до Бразилии. Какую бы форму ни представляло сочинение Родерика де Мана, оно неизменно отличается академичностью и камерностью – эта музыка, которая сама ведет слушателя лабиринтами логического мышления композитора-концептуалиста.
Родерик де Ман: «Я родился композитором»
Музыка способна рассказать многое о своем создателей, однако тайна рождения самих произведений известна только композитору, именно поэтому творческие встречи неизменно вызывают интерес, как у профессиональных музыкантов, так и у меломаном. Каждый хочет приоткрыть завесу тайны, окружающей рождение искусства. И в этот вечер, вопросов к Родерику было достаточно, как у журналистов, так и у участников встречи.
– Расскажите, как рано пришло ощущение, что вы композитор? Были ли какие-то альтернативы в выборе профессии?
– Я полюбил музыку еще будучи ребенком, и к моменту выпуска из школы у меня не было альтернатив. Можно сказать, я родился композитором.
– С чего началось ваше обучение музыке?
– Моим первым учителем музыки была мама, которая прекрасно играла на рояле. Именно она преподала мне первые уроки. И только потом начался этап получения профессионального образования.
– Расскажите, что важно для вас при работе над музыкальным произведением?
– Конечно, в работе композитора нельзя недооценивать значение техники написания музыкальных произведений, однако от эмоционального состояния во многом также зависит результат работы.
– Есть ли у вас какие-то особенные предпочтения относительно выбора музыкальных инструментов?
– Мне нравится хорошее исполнение музыки вне зависимости от инструмента. Хотя при исполнении некоторых моих произведений используются достаточно экзотические инструменты.
– Поделитесь своими первыми впечатлениями от Воронежа? Также, насколько нам известно, сегодня в Воронежской Государственной Академии Искусств состоялся концерт Московского ансамбля современной музыки. В их репертуаре были два ваших сочинения? Довольны ли вы исполнением?
– Если бы вы побывали на концерте, у вас бы не возникло даже сомнений в великолепном взаимопонимании музыкантов. Они прекрасно справились с поставленными задачами, я доволен. Что касается Воронежа, то я, к сожалению, не успел познакомиться с городом. У нас была обширная программа по подготовке к концерту. Вот завтра, перед мастер-классом, я думаю смогу найти время познакомиться с городом поближе.
– У Воронежа богатая история, способен ли он вдохновить вас на создание произведения, посвященного столице Черноземья?
– На все воля судьбы. Кто знает, быть может, и напишу когда-нибудь. Никто не знает, как все сложится в будущем.
«Слушайте, как играет бас-кларнетист…»
Музыка уже привычно звучит в стенах Центра Галереи Чижова: в разное время здесь выступали такие известные коллективы, как Arabesque, Baccara, Воронежский Академический симфонический оркестр, ансамбль «Воронежские солисты», Губернаторский эстрадно-духовой оркестр Воронежской области и многие другие. Поэтому все с нетерпением ждали, когда Центр Галереи Чижова вновь наполнится чарующей музыкой.
На этот раз музыкальным вступлением послужила запись тихого женского голоса: «…Он поднес инструмент к губам. Глубокий вдох заполняет легкие. И вот на сцену вышел солист Московского Ансамбля Современной Музыки Олег Танцов, чтобы исполнить композицию Родерика де Мана «Ecoute, écoute!» («Слушай, слушай») И зал прислушался.
Лариса Вахтель, руководитель воронежского отделения Союза композиторов России:
– Фестиваль «Созвучие» является традиционным и шествует по Воронежу уже в 21-й раз. И, конечно же, формат концертов предполагает созвучие композиторов и времени, музыки и зрителя. Приятно видеть, что культурное пространство фестиваля расширяется: в этом году нас поддержал Центр Галереи Чижова, за что мы выражаем организаторам огромную благодарность. Сегодняшняя творческая встреча с Родериком де Маном на площадке, открытой для людей самых разных возрастов и профессий, – уникальная возможность познакомить широкую аудиторию с интересной, современной, академической и поистине завораживающей музыкой. Я с огромным уважением и восхищением отношусь к руководству Центра, которое поддерживает подобные инициативы и реализует такие проекты, как концерты классической музыки в исполнении признанных музыкальных коллективов. Благодаря подобным мероприятиям, многие чисто случайно соприкасаются с искусством, многие специально приходят сюда, чтобы насладиться качественной музыкой, а заодно выпить чашечку чая и пообщаться с друзьями. Если же говорить о сегодняшней встрече, на мой взгляд, она важна для молодого поколения не только с просветительской точки зрения, так и как путь к себе. Это кажется удивительным, но все образы, которые возникают у нас при прослушивании современных произведений, уже есть в нашем подсознании, просто мы не можем их выразить, а композиторы – могут.
Автор: Светлана Рейф
Фотограф: Евгений Срибный
Источник: ИА «Галерея Чижова». 20.12.2012