Воронежская региональная организация

Союз композиторов России

ГлавнаяПубликации10) Рождественское созвучие (2012) → Воронежский курьер. 20.12.12. №143

Воронежский курьер. 20.12.12. №143

миниатюра

http://v-kurier.ru/kultura/muzyka-elektronika/

Музыка электроника

Мэтр электроакустической музыки из Голландии Родерик де Манн встретился с воронежскими зрителями

 

 

 

В рамках XXI фестиваля «Рождественское созвучие», проходящего в Воронеже с 9 по 27 декабря, столицу Черноземья посетили и еще посетят многие известные российские и зарубежные музыканты. Одним из самых ожидаемых гостей стал голландский композитор, классик современной электроакустической музыки Родерик де Ман. 14 декабря в «Галерее Чижова» состоялась творческая встреча мэтра с почитателями его таланта.

Рожден стать композитором

Родерика де Мана нередко называют современным музыкальным классиком, что совершенно оправданно. В мировом музыкальном сообществе это, вне всякого сомнения, личность небезызвестная. Работы де Мана распространены по всему миру — в Европе, США и Канаде, в Бразилии и Мексике, а теперь и в России. Прежде всего этого голландского композитора узнают по его необычным произведениям в жанре электроакустики, хотя в обширнейшем списке его работ есть произведения и для хора, и для симфонического оркестра, а также камерная музыка, написанная с использованием электроники. По своей структуре это крайне сложные произведения, которые критики окрестили «интеллектуальным диалогом со слушателем». В них присутствует своя особенная философия, особый мир звуков, где гармонично соединяются звучание классических музыкальных инструментов и музыкальные новшества электроники. Логика произведений весьма необычна и способна понравиться не всякому, но тот, кто сумеет уловить настроение, вложенное в мелодию, несомненно, оценит и талант Родерика де Мана, и мастерство исполнителя. Об исполнении следует сказать отдельно: для того чтобы воспроизвести музыку, написанную голландским мэтром, требуется воистину виртуозность.

Творческая встреча с мэтром позволила воронежцам не только послушать музыку Родерика де Мана, но и задать композитору вопросы о его жизни и творчестве. Чтобы пообщаться с аудиторией, тому пришлось прибегнуть к помощи переводчика — диалог шел на английском языке. Композитор оказался довольно лаконичен в своих ответах — говорил односложно и не пускался в долгие объяснения. Сказывался языковой барьер, не будь которого, встреча прошла бы в куда более непринужденной и дружеской обстановке.

Композитор поведал, что тяга к музыке появилась у него еще в детстве. Он много учился, чтобы мечта стать композитором сбылась, и в конце концов он достиг своей цели: вся его жизнь оказалась неразрывна с музыкой. Теперь Родерик де Ман, выпускник Гаагской королевской консерватории, является лауреатом множества международных премий и всемирно признанным классиком электроакустической музыки.

«Мне кажется, я был рожден, чтобы стать композитором», — уверенно говорит де Ман, и, глядя на внушительный список его достижений, легко в это поверить.

Любовь к творчеству перешла от отца к детям: оба сына композитора также пишут музыку и продолжают дело своего прославленного родителя.

Пожалуй, один из самых любопытных вопросов затронул тему концепции и названия. Для каждого из авторов сугубо индивидуально, что подобрать вначале: название, определяющее характер произведения, или сам стержень будущей мелодии. Для Родерика де Мана самое большое значение в этом вопросе играют чувства.

«И концепция, и название, без сомнения, очень важны, — сказал композитор. — Техника играет большую роль в создании музыки, но самое главное — это эмоции».

Быть может, именно поэтому голландский классик предпочитает творить по велению сердца, без цели получить наибольшую прибыль. А посему Родерика де Мана никогда не привлекало написание саундтреков к коммерческим фильмам — хотя, вне всякого сомнения, это весьма выгодное дело. Зато в списке работ композитора есть музыка, написанная для балета и неоднократно исполняемая в постановках в Англии, Франции, Германии и многих других странах.

Источники вдохновения

Вопрос о любимых композиторах и любимых классических произведениях оказался вполне закономерным. Слушателям было интересно узнать, что вдохновляет мэтра на создание своих оригинальных мелодий. Оказалось, Родерик де Ман затрудняется выделить какую-то одну музыкальную школу, оказавшую влияние на его творчество. «Мне нравится вся хорошая музыка», — заявил он. Однако не обошлось без упоминания таких известных имен, как Гайдн, Моцарт, Бетховен, Бах, Дебюсси и Равель. Среди русских композиторов гость вечера назвал Чайковского.

Наибольшим источником вдохновения для де Мана служит современная музыка. XXI век можно смело называть эпохой музыкальных экспериментов, когда на помощь творцу приходит техника, позволяя придать уже проверенным временем мелодиям и ритмам новое звучание, и композитор черпает свое вдохновение в бесконечном разнообразии направлений и стилей.

Встреча завершилась исполнением музыки Родерика де Мана. Заранее было известно, что сам мэтр играть не будет, но разочарованными зрители  не остались. Специально для презентации на творческой встрече была выбрана одна из самых известных (и самых знаковых) композиций голландского музыканта под названием «Ecoute, ecoute» — что можно перевести с французского как «Слушай, слушай». Она написана специально для бас-кларнета и может быть интересна поклонникам творчества де Мана прежде всего тем, что еще до того, как начинает играть музыкант, можно услышать красивый женский голос, произносящий текст на французском. Этот голос принадлежит Сильвии Спарнай, жене Харри Спарная, лучшего в мире бас-кларнетиста. Несколько раз Сильвия повторяет то самое «есоute», призывающее прислушаться повнимательнее и уловить настроение, переданное композитором, с самых первых прозвучавших нот: «Слушай, слушай, как бас-кларнетист может играть…». Исполнил композицию Олег Танцов, заслуженный артист РФ и солист Московского ансамбля современной музыки.

Марина Подшивалова